Международные транспортные коридоры на территории РФ можно объединить в одну сеть

К 2030 году объем перевозок по международным транспортным коридорам (МТК) должен увеличиться не менее чем в 1,5 раза в сравнении с 2021 годом. Такая задача поставлена указом президента Российской Федерации Владимира Путина. Это произойдет за счет расширения дорожной сети и пропускной способности, повышения привлекательности для водителей и конкурентоспособности российских МТК в сравнении с альтернативными вариантами проезда и провоза грузов.
Торжественное открытие нового участка автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" в Дагестане.
Торжественное открытие нового участка автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" в Дагестане. / Пресс-служба Росавтодора

Создание международных транспортных коридоров находится в центре внимания президента РФ. Недавно Владимир Путин сообщил, что транспортные коридоры и логистические проекты РФ и Центральной Азии можно было бы объединить в единую сеть. Он назвал ключевой задачей обустройство проходящих через территории стран магистральных маршрутов "Север - Юг" и "Россия". А также указал на значимость прокладки новых трансконтинентальных коридоров.

"Впоследствии все эти и другие евразийские логистические проекты можно было бы объединить в единую сеть с современными электронными сервисами и транспортными услугами", - сказал президент.

Россия готова выстраивать новые логистические и транспортные цепочки с Центральной Азией. Это позволит кратно увеличить объемы международных транспортных перевозок между странами, считает Владимир Путин.

"Ключевая задача, которую поставило руководство страны перед дорожниками - обеспечить бесшовное движение на всей опорной сети автомобильных дорог. Эта задача уже реализована на маршруте от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга, а в следующем году - до Тюмени", - отметил руководитель Росавтодора Роман Новиков.

Шестилетним планом строительства дорог предусмотрено развитие всех международных дорожных коридоров. "Наша задача - сделать максимальную пропускную способность по дорогам и максимальную скорость передвижения. Важно, что мы приняли решение о расширении и приведении в нормативное состояние всех дорог, ведущих к пропускным пограничным пунктам. То есть у нас идет совместная синхронизированная работа: и дороги развиваем, и пункты пропуска", - заявил заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин. Он уточнил, что эта работа заложена в новый национальный проект "Инфраструктура для жизни".

Дотянуться до Юга

За последние три года удалось значительно продвинуться как в развитии инфраструктуры международного транспортного коридора "Север - Юг", так и в организации перевозок по его маршрутам. Об этом говорил заместитель председателя правительства РФ Виталий Савельев на форуме "Россия - Исламский мир: KazanForum". "Сегодня МТК обретает стратегическое значение для торговли со странами Южной Азии, Африки через дружественные государства Закавказья, Каспийского региона, Средней Азии. Когда коридор заработает в полную мощность, путь от Усть-Луги до Бендер-Аббаса сократится с 30-45 дней до 15-20", - заявил он.

Международный транспортный коридор "Север - Юг" является важным транзитным маршрутом, соединяющим страны Каспийского региона, Персидского залива, а также Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Он предусматривает двусторонние перевозки по более коротким и экономически выгодным путям. Рост грузопотока по этому транспортному коридору обеспечивается за счет развития и создания новой транспортной инфраструктуры, внедрения цифровых технологий и оптимизации перевозочного процесса.

Создание транспортных коридоров обеспечит бесшовное движение по всей опорной сети дорог

Договоренность о развитии этого коридора была достигнута еще в 2000 году в виде Межправительственного многостороннего соглашения между 12 государствами-участниками. В марте этого года заявку на присоединение к Соглашению подал Узбекистан.

Сейчас в части развития автомобильной инфраструктуры стоят задачи по строительству и реконструкции подъездов к морским портам Каспийского моря и пунктам пропуска, строительству обходов Астрахани, Махачкалы, Дербента.

Одним из важнейших транспортных узлов коридора "Север - Юг" стала трасса Р-217 "Кавказ" в Республике Дагестан. "Уже начато строительство обходов крупных городов Хасавюрта и Дербента. На стадии экспертизы находится проект обхода Махачкалы", - рассказывал глава Республики Дагестан Сергей Меликов.

В настоящее время на загруженном участке трассы Р-217 "Кавказ" между Хасавюртом и Махачкалой ежедневно проезжает около 35 тысяч автомобилей. Капитальный ремонт, который ведется на этом отрезке маршрута, сократит время в пути почти в два раза. Уже введены в эксплуатацию отрезки с 739-го по 754-й и с 889-го по 905-й км. Сегодня работы активно продолжаются на участке с 879-го по 889-й км. Завершить здесь капремонт дорожники планируют до конца 2026 года. Также в планах создание обхода одного из древнейших городов России - Дербента. В ходе работ устроят дорожную одежду с использованием современных и качественных материалов. Для этого дорожники устроят земляное полотно, основание и трехслойный асфальтобетон. Ширина проезжей части составит 15 м, а каждой из четырех полос - по 3,75 метра. Обочины укрепят на ширину 3,75 метра с каждой стороны проезжей части. Ввести обход города в эксплуатацию планируют в 2028 году.

На одном из участков "Кавказа" в Республике Дагестан идет строительство современной четырехполосной дороги протяженностью 21 километр в обход Хасавюрта - одного из самых густонаселенных городов в Дагестане. Дело в том, что действующий отрезок дороги Р-217 проходит прямо по плотной жилой застройке, создавая неудобства и населению, и водителям, которые в часы пик тратят на проезд 5-километрового участка 1,5 часа. Появление обхода позволит разгрузить дорогу, выведя транзитный транспорт за пределы города.

Дорожники строят новые трассы, ездить по которым удобнее и быстрее. Фото: Пресс-служба Росавтодора

Работы на этом отрезке автомагистрали стартовали в марте 2024 года. За прошлый сезон специалисты реконструировали 9-километровый участок от границы с Чеченской Республикой до въезда в Хасавюрт. Теперь строят следующие 12 километров в обход зоны жилой застройки.

Новый участок трассы на всем протяжении будет иметь парапетное ограждение на разделительной полосе и искусственное освещение. Также проектом предусмотрено строительство трех транспортных развязок, пяти путепроводов, мостового перехода через реку Ярык-Су и монолитных железобетонных стен. Ввести в эксплуатацию обходной маршрут планируется до конца 2028 года.

Строительство обхода Хасавюрта предусматривает также работу археологов, так как в пределах строительства объездной дороги попали раскопки. Они должны быть завершены в 2025 году. Полностью четырехполосный обход Хасавюрта планируется ввести в эксплуатацию в 2028 году.

Ориентация на Восток

Федеральное дорожное агентство и ГК "Автодор" продолжают совместную работу по развитию скоростного маршрута "Восток". Недавно президент открыл движение по участку скоростной магистрали М-12 "Восток" до Екатеринбурга. Этот участок является частью международного транспортного коридора "Россия". Глава государства подчеркнул, что в субъектах, по территории которых проходит скоростной маршрут "Восток", повышается инвестиционный потенциал и деловая активность, реализуются проекты по комплексному освоению территорий, запускаются новые производства и создаются новые высокооплачиваемые рабочие места.

В общей сложности Росавтодором уже построено, реконструировано и капитально отремонтировано более 400 километров дорог, которые обеспечивают возможность удобного четырехполосного бесшовного проезда транспорта от Казани до Екатеринбурга.

Ключевым этапом в развитии данного маршрута стал запуск движения на участке Дюртюли - Ачит. Этот участок проходит через Республику Башкортостан, Пермский край и Свердловскую область. Протяженность этого отрезка пути 275 километров, его завершение позволило автомобилистам сократить время в пути с 6 до 2,5 часа. Кроме собственно сокращения расстояния, время в дороге экономится за счет отсутствия на всем протяжении маршрута пересечений с другими дорогами в одном уровне, светофоров и пешеходных переходов. Для контроля за дорожной обстановкой трасса оснащена автоматизированной системой управления дорожным движением (АСУДД).

На данный момент по новому коридору "Россия" можно проехать от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга в среднем за 22 часа. Дорога стала на 198 километров короче, время в пути сократилось в среднем в два раза. При этом маршрут теперь проходит по качественным четырехполосным дорогам с обходом крупных городов, что делает поездку не только быстрой, но и комфортной. Запуск этой трассы будет большим прорывом как для бизнеса, так и для людей. Так как с созданием качественных дорог в регионы приходят новые проекты и инвестиции. На коридоре "Россия" находится более 1100 опорных населенных пунктов - начиная от крупных агломераций и заканчивая небольшими сельскими поселениями, в которых проживает 63 миллиона человек.

Далее маршрут на Восток предстоит продлить до Тюмени и связать с обновленной опорной автодорожной сетью Сибири и Дальнего Востока. В следующем году планируется все 302 километра дороги сделать четырехполосными. Для этого Росавтодор расширит 128 километров, на 56 километрах из которых предстоит сделать капитальный ремонт, еще 72 километра ожидают реконструкция и строительство.

Международный транспортный коридор "Россия" соединит российскую автодорожную сеть с дорогами других стран. В рамках его развития предусмотрена проработка автотранспортных подходов к государственной границе с Казахстаном, Монголией, Китаем и Корейской Народно-Демократической Республикой.

Также в России реализуется стратегически важный проект по созданию Трансарктического транспортного коридора от Санкт-Петербурга до Владивостока через порты Арктической зоны.

Президент России Владимир Путин 5 сентября сообщил, что этот коридор будет представлять собой комплексную систему, объединяющую морской, железнодорожный и автомобильный виды транспорта, с возможностью использовать потенциал крупнейших российских рек.

Масштабная работа по развитию международных транспортных коридоров осуществляется путем модернизации и развития транспортной инфраструктуры. Сегодня внешнеторговые потоки страны проходят по пяти МТК: "Россия", "Северо-Западное направление", "Азово-Черноморское направление", "Север - Юг", "Трансарктический транспортный коридор", отметили в АНО "Дирекции международных транспортных коридоров". Коридоры уже эффективно функционируют и обеспечивают не только внутриконтинентальное сообщение, но и международные выходы к важным рынкам Евразии, Ближнего Востока, стран АТР и других дружественных нам стран. Благодаря этому существенно диверсифицированы экспортно-импортные грузопотоки.