В Финуниверситете назвали создание гибридных энергетических кластеров прорывом российско-индийского сотрудничества

Гибридные энергокластеры стали прорывом российско-индийского сотрудничества
Мировая энергетика переживает системную трансформацию. "Зеленый переход" к возобновляемым источникам энергии, отказ инвесторов от нефти и угля, сокращение выбросов и развитие технологий делают вопрос о том, какое место займут Россия и Индия в новой энергетической архитектуре, актуальным, считают эксперты.
Виталий Аньков / РИА Новости

"Россия является одним из крупнейших мировых экспортеров нефти, газа и угля. Энергетические ресурсы и развитая инфраструктура важны для российской экономики, однако санкции и современные мировые тенденции заставляют развивать технологии в области водорода и возобновляемых источников энергии", - подчеркивает декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Павел Селезнев.

В Индии, по его словам, ситуация противоположная - страна входит в тройку крупнейших импортеров нефти и угля, но активно разрабатывает программы энергетического перехода. К 2070 году Индия, являющаяся одним из крупнейших источников выбросов CO2, планирует достичь углеродной нейтральности.

Селезнев уверен, что интересы России и Индии пересекаются: Россия обладает ресурсами, технологиями и научным потенциалом, а Индия - огромным внутренним спросом и производственной базой. "Зеленая энергетика" становится инструментом геополитики, мир переходит к низкоуглеродной модели, поэтому две разные экономики адаптируются к новым условиям и идут к одной цели - энергетическому переходу.

Сдвиг мировой энергетики к возобновляемым источникам имеет экономические и политические причины. Возникновение новых рынков и технологий, а также изменение баланса сил приводят к возрастанию интереса к возобновляемым источникам энергии и чистым технологиям. "Россия остается мировым лидером по запасам нефти, газа и угля. Госбюджет страны сильно зависим от экспорта энергоресурсов. Санкционное давление и западный протекционизм заставляют Россию не только диверсифицировать поставки, но и вырабатывать новые стратегии", - добавляет Селезнев.

И уточняет, что энергетическая стратегия РФ до 2035 года предусматривает развитие атомной энергетики и малых возобновляемых электростанций. В соответствии со "Стратегией долгосрочного низкоуглеродного социально-экономического развития страны" к 2050 году экономика России должна адаптироваться к глобальному энергопереходу, сократить выбросы парниковых газов и достичь углеродной нейтральности.

"Концепция развития водородной энергетики" состоит из трех этапов. Первый, который недавно завершился, предусматривал создание пилотных производств и необходимой инфраструктуры. Во второй, рассчитанный до 2035 года, необходимо разработать коммерческие проекты и начать экспортировать водород. На третьем этапе, который охватывает период до 2050 года, должен произойти переход к массовому производству и существенно расшириться экспорт. "Россия делает ставку на экспорт водорода и стремится к экономическому росту с низким уровнем выбросов. Финансирование "зеленой энергетики" еще не так масштабно, но некоторые регионы, такие как Калмыкия, Ростовская область, Ставропольский край и Астрахань, динамично развивают возобновляемую энергетику", - подчеркивает эксперт.

Стратегия России ориентирована на постепенный переход. Резкого отказа от углеводородов не предвидится, но низкоуглеродные технологии - водород и атом - становятся приоритетным направлением.

Для Индии же переход к "зеленой энергетике" - это не климатический проект, а стратегия развития, отмечает заместитель торгового представителя РФ в Индии Евгений Грива. По его словам, страна стремится сократить зависимость от импорта нефти и угля, выполнить климатические обязательства и обеспечить экономический рост, производить 50% всей электроэнергии из возобновляемых источников. "Индия переживает один из наиболее масштабных энергетических переходов в мире и входит в топ-5 мировых лидеров по мощности возобновляемых электростанций. Страна стремится стать мировым лидером по выработке солнечной энергии, за последнее десятилетие мощность солнечных станций существенно выросла. Программы по ветровой энергетике не менее амбициозны - в Гуджарате и Тамилнаде уже запущены пилотные проекты офшорных ветропарков", - поясняет Грива.

Он отмечает, что правительство Индии поставило цель производить к 2030 году 5 млн тонн "зеленого" водорода, активно привлекать инвестиции, строить водородные кластеры и использовать водород в промышленности. В 2023 году в стране появились государственные "зеленые облигации" и был создан фонд для поддержки чистых технологий.

"В Индии не только государственный сектор, но и крупнейшие бизнес-группы заинтересованы в развитии "зеленой энергетики". Для них это новое поле мирового лидерства. Частные компании, такие как Adani Group, Reliance Industries, Tata Power, ReNew Power и GreenKo Energy Holding, строят полные технологические цепочки и делают крупные инвестиции. Именно эти пять частных компаний контролируют две трети новых проектов ВИЭ в Индии", - добавляет представитель торгпредства.

А кандидат исторических наук Анна Штода уточняет, что, например, компания Аdani является лидером по развитию "зеленого" водорода, солнечной и ветровой энергии. Построенный компанией парк в Тамилнаде считается одним из крупнейших в Азии. Компания развивает экосистему полного цикла и интегрирует солнечную и ветровую энергию с системами накопления энергии и "зеленым" водородом. Корпорация делает ставку на экспорт "зеленого" водорода.

Reliance владеет предприятиями, занимающимися нефтехимией, но активно инвестирует и в чистые технологии нового поколения, ставя цель достичь углеродной нейтральности к 2035 году. В настоящее время Reliance строит четыре гигазавода в Гуджарате и стремится к технологическому лидерству. Tata, компания с вековой историей, стала лидером по установке домашних солнечных систем и корпоративных солнечных решений для промышленности. Приоритетным направлением стало развитие городских солнечных систем. Молодые компании ReNew Power и GreenKo изначально специализируются на производстве чистой энергии. "Они активно привлекают капитал от инвесторов и используют "зеленые облигации". GreenKo - первая индийская компания, разработавшая гибридные возобновляемые системы", - поясняет эксперт.

Евгений Грива подчеркивает: успех индийских компаний показывает, что "зеленая энергетика" стала частью внешнеэкономической стратегии страны. Долгое время российско-индийское сотрудничество строилось вокруг нефти, газа и атомной энергетики, однако сейчас на повестке возникает новое измерение, связанное с "зеленой" индустрией. "Хочу напомнить, что в 2002 году началось строительство Куданкуламской АЭС в Тамилнаде, ставшей первым крупным российско-индийским проектом в энергетической сфере. Станция позволяет существенно сократить выбросы СО2 и снизить зависимость от угольной генерации. Россия не только поставляет необходимое для строительства станции оборудование, но и обучает индийских инженеров. Российские технологии успешно интегрируются в индийскую энергосистему", - отмечает Грива.

Россия и Индия сотрудничают в сфере возобновляемой энергетики в рамках БРИКС. Новый Банк Развития БРИКС финансирует крупные "зеленые" проекты, страны-члены заинтересованы в технологическом обмене и индустриальной кооперации. Индия готова предоставить крупные площадки для реализации масштабных проектов, а Россия предлагает технологические решения.

Российско-индийское сотрудничество может развиваться по нескольким сценариям. По мнению Павла Селезнева, наименее масштабным является технологический обмен: российское оборудование будет интегрировано в индийские солнечные и ветровые парки, а опыт эксплуатации атомных блоков Куданкуламской АЭС будет использоваться при создании гибридных сетей. При таком сценарии Россия окажется зависима от индийских корпораций, но российские инвестиции будут минимальными.

Стратегическим прорывом же, по мнению Селезнева, стало бы создание гибридных энергетических кластеров, например на базе Куданкулама. Реализация подобного проекта способствовала бы повышению энергетической безопасности обеих стран.

ВЭДЭнергетика