Очевидный процесс

Омские предприятия открывают цеха для экскурсий
Более полусотни омских предприятий стали участниками программы "Открытая промышленность". Корреспондент "РГ" выяснила, чем могут удивить туристов заводские цеха.
На экскурсиях можно увидеть все стадии производственного цикла.
На экскурсиях можно увидеть все стадии производственного цикла. / Фото Светланы Сибиной

Сегодня у всех на слуху омские космические ракеты, танки, двигатели, приборы. Региональное отделение Союза машиностроителей России решило показать журналистам другие предприятия, деятельность которых ориентирована на инновации и импортозамещение. Санкции оказались им только на руку и дали возможности для развития. Средняя зарплата выросла до ста тысяч рублей. А участие в федеральном проекте "Производительность труда" помогло избавиться от производственных издержек.

Впрочем, без проблем не обходится. Главная - кадровая. Она-то и стала для предприятий стимулом открыть проходные для экскурсий, проводить акции "Неделя без турникетов".

Первая проходная пропускает на территорию научно-исследовательского института технологии, контроля и диагностики железнодорожного транспорта (НИИТКД). Нам предстоит пройти через пять цехов, увидеть весь производственный цикл - начиная от подготовки проекта, сборки оборудования и заканчивая диагностикой готовых изделий, сервисным обслуживанием.

Даже не верится, что деятельность этого большого предприятия начиналась с кооператива, созданного по инициативе ученых Омского университета путей сообщения.

- Лучшие идеи, наработки и теоретический опыт вылились в создание уникальных комплексов, техники и технологий, востребованных не только отечественными, но и зарубежными предприятиями. Причем речь идет не о серийном производстве, а о создании нестандартных решений по заданию заказчика - с точными размерами, функционалом, допусками, - поясняет коммерческий директор института Виктор Шефер.

В просторных, светлых и чистых цехах трудятся люди, одетые в униформу. Большинство имеет дело с пультами, позволяющими запускать тот или иной процесс, в том числе станки с ЧПУ. Одно из основных направлений - создание бортовых систем, аналогичных автомобильным, только для локомотивов. Во время движения поезда "умная" электроника считывает все параметры и в режиме реального времени передает их на центральный сервер. Это помогает не только следить за состоянием техники, но и экономить топливо.

- Датчики улавливают любое нестандартное изменение, подают соответствующий сигнал. В результате расход топлива сократился наполовину, - поясняет начальник профильного участка Кирилл Гмызин.

Современное диагностическое оборудование, которое омичи собирают по собственным запатентованным технологиям, позволяет также сокращать расходование деталей и узлов. Если раньше их замену производили по графику, то теперь - по мере износа. А десять лет назад открылся учебный центр, который готовит для отрасли профильных специалистов по программам повышения квалификации.

По словам экспертов, оборудование, которое производит институт, не имеет аналогов и почти полностью обеспечивает потребности отрасли. НИИТКД также сотрудничает с Казахстаном, Киргизией, Беларусью, Латвией, африканскими и другими странами, где железнодорожные составы ведутся российскими локомотивами. Кстати, продукция института востребована и на подземном транспорте.

Еще одно ведущее машиностроительное предприятие Омской области, поставляющее оборудование на разрезы добывающих компаний и крупные стройки, - "ВЭЛТА". За последние пять лет оно серьезно нарастило производственные мощности и количество рабочих мест, выпуская продукцию под собственной маркой. Комплектующие - на девяносто процентов российского производства. Правда, станки все еще приходится закупать за границей. Прежде - в Европе, теперь - в Китае.

Офисы, лаборатории и цеха объединения выглядят суперсовременно. Там очень много молодежи. Под жужжание станков лазерной и плазменной резки и стук координатных прессов работники создают широкую линейку отечественного оборудования. Впечатляют комплектные трансформаторные подстанции, которые, в зависимости от спектра решаемых задач, могут быть и относительно компактными, а могут и вырасти до тридцатиметрового блочного здания с комфортным офисом для обслуживающего персонала.

- Основная продукция сейчас идет на Дальний Восток, в северные районы страны, где разворачиваются стратегические стройки, которым требуются установки для приема и распределения энергии. И вообще: где нужна энергия, там и мы, - говорит замдиректора по производству Андрей Жолудев.

В городке Нефтяников экскурсантов встречает еще одно перспективное предприятие - "Сибгазстройдеталь". На площади в десять гектаров действуют восемь цехов - от кузнечнопрессового до участков высокоточной лазерной и гидроабразивной резки. Ключевая специализация - производство оборудования и комплектующих для магистральных и технологических трубопроводов. Завод участвует в крупнейших стратегических проектах, включая "Силу Сибири". Его ассортимент насчитывает четыре тысячи позиций.

- Отправляем продукцию не только на российские станции, но и в Турцию, Египет, Бангладеш. Недавно сделали первую отгрузку для ледокола "Прорыв". В рамках программы импортозамещения наладили выпуск насосов для атомных электростанций. Раньше их приобретали на Украине, а теперь делаем мы, - поясняет руководитель завода Евгений Кравченко.

Только что там открыли малярный цех. На очереди - участок по выпуску блоков для атомных электростанций. Квалифицированные работники - в цене: сварщики, например, зарабатывают до 350 тысяч рублей в месяц. Однако, как и другие омские предприятия, завод испытывает дефицит в специалистах рабочих профессий. Сегодня восемьдесят мест остаются вакантными.

Кстати

В этом году в омских вузах вырос интерес к инженерным специальностям: так, в государственный технический университет подано на 39 процентов заявлений больше, чем год назад, на 22 единицы поднялся проходной балл. Наполовину вырос конкурс в университете путей сообщения, на пятнадцать - в госуниверситете имени Достоевского. Больше абитуриентов стало в аграрном и автодорожном университетах.