Как прошла XXV юбилейная Международная неделя консерваторий в Петербурге

В Петербурге завершилась XXV юбилейная Международная неделя консерваторий. Столь долгой и успешной творческой жизнью фестиваль обязан прежде всего своей уникальности - ни одна высшая школа музыки в мире больше не проводит ничего подобного, соединяя великолепные концерты, научно-образовательную программу и форум деловых контактов.
Китайские музыканты уже не раз становились участниками Международной недели консерваторий, но их выступления неизменно вызывают интерес.
Китайские музыканты уже не раз становились участниками Международной недели консерваторий, но их выступления неизменно вызывают интерес. / Всеволод Коновалов/ Международная неделя консерваторий

Фестиваль в цифрах поражает: за четверть века более 300 премьер сочинений российских и зарубежных композиторов, почти 400 музыкальных вузов - участников со всего мира, свыше 15 тысяч музыкантов, а число слушателей просто невозможно подсчитать, поскольку несколько лет назад мероприятия Недели консерваторий стали транслироваться в интернете. О том, как никогда не останавливаться на достигнутом, корреспондент "РГ" побеседовала с бессменным директором фестиваля "Международная неделя консерваторий" Лидией Волчек.

Лидия Львовна, как все прошло на юбилейном фестивале?

Лидия Волчек: Ректор нашей консерватории Алексей Николаевич Васильев подсчитал, что 25 лет существования фестиваля - это 15 процентов всей истории Санкт-Петербургской консерватории, которой в этом году исполнилось 163 года. Это не так уж много - но и не мало. И юбилейный фестиваль, конечно, нам хотелось сделать необыкновенным, тем более что в каждом из прошедших фестивалей обязательно было что-то новое: новые программы, премьеры, новые музыкальные формы, новые технологии. А для юбилея мы постарались сделать все особенно нарядно. В этом году мы, например, впервые представили в фестивале полнометражный хореографический спектакль и назвали его "Вечер хореографических премьер".

Площадками фестиваля за всю его историю становились разные залы, их было более тридцати - театральные, концертные, храмовые пространства разного свойства, разной интерьерной и исторической ценности. В этом году были задействованы восемь лучших залов города, в том числе Эрмитажный и Мариинский театры, Большой и Малый залы Санкт-Петербургской филармонии, академическая Капелла. Кроме того, первая церемония чествования наших верных партнеров и почетных профессоров Санкт-Петербургской консерватории состоялась в Гербовом зале Зимнего дворца. Это был праздник для тех, без кого мы не могли бы просуществовать все эти годы.

Насколько удается в сегодняшних непростых условиях поддерживать международный статус?

Лидия Волчек: Никогда за все 25 лет наш фестиваль не прекращал своей международной деятельности. Если говорить о его географии, то она похожа на карту международных полетов в аэропорту. За все годы в афише были представлены 387 высших школ музыки, то есть практически все музыкальное пространство мира.

В этом году к нам приезжали музыканты из Венгрии, Сербии - тех европейских стран, которые проявляют дружеские чувства к России. Но хотели бы приезжать очень многие профессора - из Канады, США, Португалии и Италии. В иной политической ситуации все флаги действительно были бы в гости к нам. Кстати, в более дружественные времена в работе попечительского совета Международной недели консерваторий участвовали более 150 посольств, консульств и различных зарубежных институций.

А в этом году фестиваль завершился выступлением Симфонического оркестра Санкт-Петербургской консерватории под управлением двух маэстро: ректора Санкт-Петербургской консерватории заслуженного артиста России Алексея Васильева и советника президента Сербии по культуре Деяна Савича - очень известного в Европе дирижера. Это тоже было не только музыкальное, но и политическое событие.

Были ведь и необычные гости - в нашем классическом понимании?

Лидия Волчек: В юбилейной неделе приняли участие четыре российских высших музыкальных вуза, в том числе впервые Магнитогорская консерватория, а также гости из Белоруссии, Армении, Азербайджана, Китая и Ирана. Мы и раньше показывали школы Азиатского региона: многократно приезжали китайские и японские музыканты. К Ближнему Востоку мы обратились впервые, и это было очень интересно.

Когда мы говорим "классическая музыка", то подразумеваем музыку европейскую. А для Ирана классика - это их традиционная музыка. И когда три музыканта на сцене Эрмитажного театра представляли свою этнику, это было увлекательно: другие инструменты, другие мелодии, другая манера исполнения. И такое разнообразие вливается в пеструю, может быть, эклектичную, но драматургически точно выстроенную концертную палитру нашей Недели консерваторий.

Не только сам фестиваль ежегодно поверяется на драматургическую целостность - каждая программа составляется с особым смыслом, с особой концепцией. А они, в свою очередь, организуются в циклы: оркестровые, хоровые, органные академии, камерные серии.

В прошлом году впервые на Международной неделе консерваторий были представлены фестивальная деловая площадка и форум молодежных идей. Как развиваются эти проекты?

Лидия Волчек: Такие проекты нам предлагает сама жизнь. Многие наши профессора называют студентов детьми, потому что пестуют их, заботятся о них и, конечно, думают о том, как они будут жить дальше. Фестиваль ориентирован в первую очередь на молодых, и поэтому не размышлять о том, как они будут выстраивать свою профессиональную карьеру, было бы неверно.

Уже много лет вместе с Институтом культурных программ мы проводим международные семинары по музыкальному и концертному менеджменту. А в прошлом году у нас появился новый формат - фестивальная деловая площадка. На мероприятиях этого раздела мы показываем творческие идеи наших студентов и даем им возможность апробировать знания, полученные в консерватории, на экспертных советах, в которые входят руководители концертных и театральных организаций. Так, в этом году в работе принял участие ректор Университета искусств города Далянь, профессор Чжу Чжичжун, который в Китае славится как очень продвинутый менеджер в разных сферах музыкальной культуры.

В прошлом году мы показали разработки творческих идей студентов консерватории, а в этом году предложили исполнителям показать себя в качестве мультиспециалистов, назвав проект "Сам себе продюсер". Сейчас вызов музыкальной индустрии - уметь все. Не только хорошо играть на инструменте, но и научиться себя продвигать: правильно оформлять программы, составлять резюме и анонсы, пробовать себя в создании творческих проектов.

Лидия Волчек: Делиться красотойс теми, кто приезжает в Петербург -это еще одна миссия фестиваля. Фото: Всеволод Коновалов/ Международная неделя консерваторий

Форум молодежных идей для нас крайне важен, потому что сегодняшние студенты будут в дальнейшем определять ситуацию в музыкальной индустрии России. И это не только исполнители, но и журналисты. Музыкальная журналистика требует огромных знаний, и необходимо готовить специалистов заранее. В рамках Недели есть даже конкурс рецензий, обзоров и эссе, он называется "Фестивальный пульс".

Есть ли стремление познакомить другие города, у которых нет такой мощнейшей музыкальной школы, как в Петербурге, с Международной неделей консерваторий?

Лидия Волчек: Очень хороший вопрос, я сама задаю себе его многие годы. Но гастрольные поездки - это серьезное финансирование, которое выходит за рамки нашего сегодняшнего бюджета.

Выездные планы обсуждались - для Москвы, для Петрозаводска. Но помимо того что мы представляем Санкт-Петербургскую консерваторию, мы представляем и нашу культурную столицу. Визит в Петербург - это еще одна преференция, еще один подарок от фестиваля всем, кто в нем участвует.

Наш город - самый прекрасный город в мире. Делиться красотой с теми, кто приезжает на наш фестиваль, это еще одна фестивальная миссия. Я бывала во многих странах и каждый раз убеждалась, что такой художественной, такой культурной ауры, как в Петербурге, практически нигде не встретишь. А архитектура? Ведь она тоже участница наших проектов в течение двадцати пяти лет. Надеюсь, еще долгие годы к нам будут приезжать гости со всего мира. Мы мечтаем об этом и были бы этому очень рады!