
Фестиваль в цифрах поражает: за четверть века более 300 премьер сочинений российских и зарубежных композиторов, почти 400 музыкальных вузов - участников со всего мира, свыше 15 тысяч музыкантов, а число слушателей просто невозможно подсчитать, поскольку несколько лет назад мероприятия Недели консерваторий стали транслироваться в интернете. О том, как никогда не останавливаться на достигнутом, корреспондент "РГ" побеседовала с бессменным директором фестиваля "Международная неделя консерваторий" Лидией Волчек.
Лидия Львовна, как все прошло на юбилейном фестивале?
Лидия Волчек: Ректор нашей консерватории Алексей Николаевич Васильев подсчитал, что 25 лет существования фестиваля - это 15 процентов всей истории Санкт-Петербургской консерватории, которой в этом году исполнилось 163 года. Это не так уж много - но и не мало. И юбилейный фестиваль, конечно, нам хотелось сделать необыкновенным, тем более что в каждом из прошедших фестивалей обязательно было что-то новое: новые программы, премьеры, новые музыкальные формы, новые технологии. А для юбилея мы постарались сделать все особенно нарядно. В этом году мы, например, впервые представили в фестивале полнометражный хореографический спектакль и назвали его "Вечер хореографических премьер".
Площадками фестиваля за всю его историю становились разные залы, их было более тридцати - театральные, концертные, храмовые пространства разного свойства, разной интерьерной и исторической ценности. В этом году были задействованы восемь лучших залов города, в том числе Эрмитажный и Мариинский театры, Большой и Малый залы Санкт-Петербургской филармонии, академическая Капелла. Кроме того, первая церемония чествования наших верных партнеров и почетных профессоров Санкт-Петербургской консерватории состоялась в Гербовом зале Зимнего дворца. Это был праздник для тех, без кого мы не могли бы просуществовать все эти годы.
Насколько удается в сегодняшних непростых условиях поддерживать международный статус?
Лидия Волчек: Никогда за все 25 лет наш фестиваль не прекращал своей международной деятельности. Если говорить о его географии, то она похожа на карту международных полетов в аэропорту. За все годы в афише были представлены 387 высших школ музыки, то есть практически все музыкальное пространство мира.
В этом году к нам приезжали музыканты из Венгрии, Сербии - тех европейских стран, которые проявляют дружеские чувства к России. Но хотели бы приезжать очень многие профессора - из Канады, США, Португалии и Италии. В иной политической ситуации все флаги действительно были бы в гости к нам. Кстати, в более дружественные времена в работе попечительского совета Международной недели консерваторий участвовали более 150 посольств, консульств и различных зарубежных институций.
А в этом году фестиваль завершился выступлением Симфонического оркестра Санкт-Петербургской консерватории под управлением двух маэстро: ректора Санкт-Петербургской консерватории заслуженного артиста России Алексея Васильева и советника президента Сербии по культуре Деяна Савича - очень известного в Европе дирижера. Это тоже было не только музыкальное, но и политическое событие.
Были ведь и необычные гости - в нашем классическом понимании?
Лидия Волчек: В юбилейной неделе приняли участие четыре российских высших музыкальных вуза, в том числе впервые Магнитогорская консерватория, а также гости из Белоруссии, Армении, Азербайджана, Китая и Ирана. Мы и раньше показывали школы Азиатского региона: многократно приезжали китайские и японские музыканты. К Ближнему Востоку мы обратились впервые, и это было очень интересно.
Когда мы говорим "классическая музыка", то подразумеваем музыку европейскую. А для Ирана классика - это их традиционная музыка. И когда три музыканта на сцене Эрмитажного театра представляли свою этнику, это было увлекательно: другие инструменты, другие мелодии, другая манера исполнения. И такое разнообразие вливается в пеструю, может быть, эклектичную, но драматургически точно выстроенную концертную палитру нашей Недели консерваторий.
Не только сам фестиваль ежегодно поверяется на драматургическую целостность - каждая программа составляется с особым смыслом, с особой концепцией. А они, в свою очередь, организуются в циклы: оркестровые, хоровые, органные академии, камерные серии.
В прошлом году впервые на Международной неделе консерваторий были представлены фестивальная деловая площадка и форум молодежных идей. Как развиваются эти проекты?
Лидия Волчек: Такие проекты нам предлагает сама жизнь. Многие наши профессора называют студентов детьми, потому что пестуют их, заботятся о них и, конечно, думают о том, как они будут жить дальше. Фестиваль ориентирован в первую очередь на молодых, и поэтому не размышлять о том, как они будут выстраивать свою профессиональную карьеру, было бы неверно.
Уже много лет вместе с Институтом культурных программ мы проводим международные семинары по музыкальному и концертному менеджменту. А в прошлом году у нас появился новый формат - фестивальная деловая площадка. На мероприятиях этого раздела мы показываем творческие идеи наших студентов и даем им возможность апробировать знания, полученные в консерватории, на экспертных советах, в которые входят руководители концертных и театральных организаций. Так, в этом году в работе принял участие ректор Университета искусств города Далянь, профессор Чжу Чжичжун, который в Китае славится как очень продвинутый менеджер в разных сферах музыкальной культуры.
В прошлом году мы показали разработки творческих идей студентов консерватории, а в этом году предложили исполнителям показать себя в качестве мультиспециалистов, назвав проект "Сам себе продюсер". Сейчас вызов музыкальной индустрии - уметь все. Не только хорошо играть на инструменте, но и научиться себя продвигать: правильно оформлять программы, составлять резюме и анонсы, пробовать себя в создании творческих проектов.

Форум молодежных идей для нас крайне важен, потому что сегодняшние студенты будут в дальнейшем определять ситуацию в музыкальной индустрии России. И это не только исполнители, но и журналисты. Музыкальная журналистика требует огромных знаний, и необходимо готовить специалистов заранее. В рамках Недели есть даже конкурс рецензий, обзоров и эссе, он называется "Фестивальный пульс".
Есть ли стремление познакомить другие города, у которых нет такой мощнейшей музыкальной школы, как в Петербурге, с Международной неделей консерваторий?
Лидия Волчек: Очень хороший вопрос, я сама задаю себе его многие годы. Но гастрольные поездки - это серьезное финансирование, которое выходит за рамки нашего сегодняшнего бюджета.
Выездные планы обсуждались - для Москвы, для Петрозаводска. Но помимо того что мы представляем Санкт-Петербургскую консерваторию, мы представляем и нашу культурную столицу. Визит в Петербург - это еще одна преференция, еще один подарок от фестиваля всем, кто в нем участвует.
Наш город - самый прекрасный город в мире. Делиться красотой с теми, кто приезжает на наш фестиваль, это еще одна фестивальная миссия. Я бывала во многих странах и каждый раз убеждалась, что такой художественной, такой культурной ауры, как в Петербурге, практически нигде не встретишь. А архитектура? Ведь она тоже участница наших проектов в течение двадцати пяти лет. Надеюсь, еще долгие годы к нам будут приезжать гости со всего мира. Мы мечтаем об этом и были бы этому очень рады!