
Многослойная, дающая богатые возможности для драматургических и режиссерских интерпретаций "Белая гвардия" в разные эпохи и в разных театрах. В 1976 году Владимир Басов сделал весьма успешную экранизацию булгаковского произведения. Оно востребовано и в новой театральной России.
Но знаменитый булгаковский мистицизм проявил себя и в Барнауле. Постановку "по мотивам романа" доверили уроженцу Луганска, художественному руководителю Сарапульского драматического театра Александру Баркару. Неизвестно, какой потомок Бегемота прошмыгнул между Баркаром и худруком, главрежем "драмы" Артемом Терехиным, но приезжий режиссер вскоре мистическим образом исчез, и спектакль доводил до ума Артем Владимирович.
Из спектакля убрана почти вся историческая и географическая конкретика. Был Киев - стал Город. Был гетман Скоропадский - стал Главный. Был 1918-й, стал год крушения прежнего миропорядка, время хаоса и бесконечного кошмара. Все смешалось в этой "Белой гвардии": рогатая мина и противогаз времен Первой мировой войны, руины античной эпохи, скульптура богини Ники, алюминиевый тазик с водкой, мародеры с револьвером, офицеры в кожаных доспехах, вооруженные короткими мечами. Правда, остались "еще недобитые интеллигенты" и господская квартира, предатели-союзники и победители - "красные", махровые бандиты и перепуганные обыватели. Остались любовь и предательство, надежда пережить лихолетье. Сцену поделили на два цвета красный - дрожащий Марс и голубой - вечерняя Венера.
Мнения зрителей после премьерных показов разделились. Восторженная часть зрительского сообщества хвалила спектакль за "ошеломительный набор переживаний", "трогательность", "новый взгляд на знакомый материал". Арина Валькова в соцсети написала, что "получился трепетный, актуальный разговор о жизни на руинах Атлантиды, которая еще не ушла под воду; о том, за кого (или за что!) хвататься, когда всё тонет". Зрители восхищались - вполне заслуженно - Анастасией Дунаевой в роли Кошмара, приходящего Алексею Турбину в сновидениях.
"Спектакль, скорее всего, построен на ассоциациях. Я всеми фибрами ощущала дух сегодняшнего времени... Помазание страхом... Кабы чего не вышло... Честь - как бремя и как способ остаться Человеком", - отметила Жанна Риб. "Тонко чувствующим людям понравится", - уверена Наталья Иванова.
Критики же спектакля расценили его как "издевательство над классикой" и "полный провал".
"Я не ожидала такого разочарования. Такой автор, такое произведение и так его извратить. Я понимаю, что "по мотивам" - своеобразный щит для режиссеров от возможных нападок, которым они прикрываются, ставя все, что вздумается. Да, интерпретировать произведение можно по-своему, но зачем же так искажать и облачать в такую плохо воспринимаемую форму, которая вызывает отторжение? Где оазис света, тепла, интеллигентности, коим был дом Турбиных в хаосе революции и слома привычного уклада жизни? Здесь хаос снаружи и хаос внутри. Все происходящее на сцене производит впечатление, будто это кошмарный, бредовый сон Алексея Турбина - в этом была идея режиссера? У тех, кто знаком с романом, спектакль вызовет недоумение, а кто с ним не знаком, сомневаюсь, что захочет его прочитать", - уверена Ирина Чеканова.
Прошлись зрители и по "ходульной игре актеров". Действительно, актеры за редким исключением не впечатлили. Особенно озадачила ставка на молодых в распределении главных ролей. "Не вывезли" они свои образы. Но здесь все претензии к режиссеру-постановщику, а его как бы и нет.
Так или иначе, получился спектакль, на который вряд ли кто-то сходит не то что шестнадцать - хотя бы 6 раз...