
В социальных сетях вот уже несколько месяцев вирусным стал новый тренд под названием "дуркинг". Под этим сленговым термином, произошедшим от слова "дурка", скрывается явление, когда подростки и молодежь добровольно ложатся в частные психиатрические клиники. Цель - не столько лечение, сколько "перезагрузка": снять стресс, справиться с выгоранием и "очистить голову" от бесконечного информационного шума.
"Мне дали таблы и кофе, и жизнь заиграла новыми красками", - делятся впечатлениями пользователи, выкладывая в Сети фото и видео. Цена за сутки такого "отдыха" в некоторых клиниках может стоить и 10, и 15 тысяч рублей. По сути, за эти деньги пациенты получают нечто вроде "городского санатория": ранний подъем, прием назначенных врачом процедур и препаратов, прогулки, строгое ограничение времени за гаджетами.
"Стоит сразу сказать, что сам термин "дуркинг" - грубый и стигматизирующий, как и слово "дурка". Однако то, что в современном обществе растет осведомленность о психических расстройствах, - безусловно, положительный тренд. Чем больше известно о природе тревожных расстройств, депрессии, БАР, ПТСР и других состояниях, тем проще людям, которые действительно страдают, сделать важный шаг - обратиться за профессиональной помощью", - пояснила "РГ"-Неделе врач-психиатр, когнитивно-поведенческий психотерапевт Клиники КИТ Анна Троян.
Но все же истинные психические расстройства встречаются редко, а потому корректнее говорить о "цифровом детоксе". "Действительно ли нужно в настоящее время устраивать себе цифровой детокс, особенно детям и подросткам? Да", - отметила в разговоре с "РГ"-Неделей медицинский психолог Российской детской клинической больницы Минздрава России Анна Вандаева.
Почему же "лежание в дурке" стало трендом? Аналитики выделяют несколько причин. Это, во-первых, информационная доступность. Зумеры легко находят в Сети описание симптомов депрессии или тревоги и многочисленные советы о помощи. С одной стороны, это повышает осведомленность, а с другой - ведет к самодиагностике. Вторая причина - хронический стресс действительно присутствует в нашей жизни, и справиться с ним подросткам труднее, чем взрослым. "Дуркинг" становится способом "сбежать" от негативной информации, психологических перегрузок и наконец позаботиться о себе.
Ну и, конечно, важную роль играет общее для подростков качество - желание подражать, но и выделиться среди сверстников. Юные блогеры подают свое пребывание в клинике как некий "спа-отдых для души". Но это, как часто бывает в соцсетях, создает искаженную картину реальности.
По своей сути, "дуркинг" - это радикальная форма цифрового детокса. "Он заключается в снижении информационной и сенсорной перегрузки, вызванной постоянным использованием гаджетов. Цель - восстановить ментальное равновесие, повысить концентрацию внимания и укрепить связи с реальным миром", - поясняет доктор Вандаева. Впрочем, сами дети об этом вряд ли задумываются, им просто хочется вернуть ощущение равновесия и радости от жизни.
Эксперты единодушны в том, что для детокса не обязательно ложиться в стационар. "Психиатрические клиники прежде всего созданы для медицинской помощи людям с психическими заболеваниями. Не стоит ложиться в стационар только для обеспечения себе цифрового детокса", - предупреждает психолог.
Несмотря на благие намерения - снизить стресс, у тренда есть риски. Анна Троян предупреждает, что симуляция симптомов, к которой прибегают подростки, чтобы их положили в клинику, - это вовсе не невинное занятие.
"Такие действия перегружают систему здравоохранения, отнимая время у тех, кто действительно нуждается в помощи. Кроме того, молодой человек или девушка получает ложный диагноз и получает ненужное лечение. А психотропные препараты - это не безобидные "витаминки" (которые, впрочем, тоже не рекомендуется пить без основания). Симулянт подвергается риску развития ипохондрии", - предупреждает доктор Троян.
"Дуркинг" - тревожный симптом перегруженного поколения, которое интуитивно ищет способы "остановиться". Однако эксперты призывают не играть в эти игры и быть честными с врачами. А еще важно научиться заботиться о своем ментальном здоровье самим ежедневно, используя проверенные методы, а не радикальные и рискованные тренды.
Практика майндфулнес за чашкой кофе (от Анны Троян):

Цифровой детокс от психолога Анны Вандаевой:
Когда бить тревогу? Симптомы выгорания (по критериям МКБ-11):
Истощение: постоянное чувство усталости, отсутствия энергии.
Отстраненность: психическое дистанцирование от работы или учебы, постоянное чувство опустошенности.
Снижение эффективности: проблемы с концентрацией, памятью, падение продуктивности, будь то работа или учеба.
Оптимизация режима - сон 7-9 часов, избегая отклонений более чем на 30 минут, даже в выходные.
Сбалансированный рацион.
Активность: минимум 150 минут умеренной аэробной нагрузки в неделю (прогулки, йога, плавание).
Work-life баланс: четко разграничивайте рабочее и личное время.
Переключение внимания: включите в расписание приятные занятия, вызывающие чувство удовлетворения.
"Важна и социальная поддержка: можно обсудить свое состояние с близкими, обратиться к психологу. Это снижает субъективную тяжесть стресса", - говорит Троян.
Дневник эмоций: это помогает понять паттерны эмоций и лучше контролировать свое состояние.
Цифровая гигиена: Дозированный просмотр новостей и соцсетей.
Майндфулнес и медитация: Практика осознанности снижает симптомы выгорания.
Истоки концепции лежат в практике буддийской медитации, которой около 2500 лет. В конце 70-х-80-е годы прошлого века, когда восточные практики пришли на Запад, этим направлением заинтересовался американский ученый, микробиолог Джон Кабат-Зинн. В 1979 году он разработал программу снижения стресса MBSR (Mindfulness-Based Stress Reduction - Снижение стресса на основе осознанности).
Представьте, что ваше сознание - это стакан с мутной водой. Если его трясти и взбалтывать, муть поднимается, и вода остается непрозрачной. Но если вы поставите стакан и дадите воде устояться, вся муть осядет, и вода очистится.
Майндфулнес - это и есть практика "устаканивания" вашего внимания. Если еще проще, это умение быть "здесь и сейчас" - целенаправленно и без осуждения.