Один из способов воплотить эти идеи в жизнь - покупка готового бизнеса. И эту возможность рассматривают 33% опрошенных, говорится в исследовании аналитического центра НАФИ и брокерского агентства "Совкоминвест".
При этом больше всего респонденты, готовые вложиться во франшизу, боятся непрозрачности сделок. Пугают также скрытые долги и обязательства (42%). Ведь что угодно можно упаковать в красивую обертку, а начинка порой оказывается с сюрпризом.
Растущий интерес к покупке готовых компаний сопровождается и развитием культуры продажи бизнеса, считает гендиректор НАФИ Гузелия Имаева. "Сегодня предпринимателям важно не только искать привлекательные активы, но и выстраивать инфраструктуру проверки, юридического сопровождения и прозрачной оценки компаний. Это позволит снизить возможные риски сделок и открыть для бизнеса новый инструмент роста - покупку и продажу действующих компаний", - отметила эксперт.
Продюсер образовательной программы для предпринимателей "Сколково Практикум" Евгения Плоцкая считает, что вопрос выбора между покупкой готового бизнеса и построением собственного с нуля - это не столько про предпочтение, сколько про осознанную стратегию. "Покупка готового бизнеса и для первого предпринимательского опыта, и для развития уже существующего бизнеса всегда начинается с анализа ситуации: "в какой точке мой бизнес находится, куда хочу прийти (какая цель развития стоит). Что я понимаю про рынок, на который планирую выходить, за счет чего могу достичь желаемой цели". Через ответы на эти вопросы и формируется понимание, какая стратегия: купить готовый бизнес или строить свой, является подходящей в текущий момент времени", - поясняет эксперт. Но в том или ином случае нужны инвестиции. И готовый бизнес - это не гарантия того, что он окажется успешным и начнет приносить прибыль.
Социология рынка готового бизнеса выявляет тревожные тенденции: непрозрачность, страхи, боязнь скрытых долгов, отмечает руководитель оперативного штаба независимого профсоюза "Новый труд" Алексей Неживой. Он подчеркивает, что платформенность - это как раз эффективный механизм защиты от разных страхов и рисков. "Когда фирма встает на учет на платформе для продажи готового бизнеса, это подразумевает полное раскрытие всех документов. Платформа - мощный коммерческий инструмент с серьезной капитализацией, который в состоянии проверить прозрачность и реальное финансовое состояние бизнеса, выставленного на продажу. Поэтому мы рекомендуем компаниям активнее пользоваться платформами. Многие, конечно, опасаются, но и продавцы, и покупатели уже к ним обращаются", - отмечает Неживой.
Он напоминает, что профсоюз неоднократно поднимал вопрос о коллективном представительстве, которое при работе с платформой может регулировать условия сделок. "Те, кто покупает бизнес, могут получить защиту, аналогичную защите прав потребителей. Мы в профсоюзе не раз поднимали вопрос о трехсторонних и даже четырехсторонних договорах вокруг платформы. Это новый формат, а также аналог коллективного трудового договора", - уточняет представитель профсоюза.
Предприниматель, руководитель компании Comfers Дмитрий Максимов считает, что для того, чтобы стать настоящим бизнесменом, нужно самому придумать дело и пройти все его этапы. "Мой первый бизнес я открыл в 19 лет - и это была, по сути, площадка для экспериментов. Тогда было интересно создавать что-то с нуля, пробовать, ошибаться или видеть, как идеи превращаются в реальные проекты. Этот опыт невозможно купить - он формирует предпринимательское мышление, учит брать ответственность, принимать решения, адаптироваться к рискам", - рассказал он.
Но, с другой стороны, покупка готового бизнеса - это рабочий инструмент, если цель прагматична: расширить присутствие, ускорить рост или зайти в новый регион. "Например, в рамках развития сети магазинов мы выкупали действующие компании, чтобы быстрее занять нужные локации, не теряя время на запуск "с чистого листа". Это стратегический шаг - ты не создаешь с нуля, но встраиваешь чужой бизнес в свою систему, оптимизируешь, придаешь ему новое направление", - уточнил Максимов.