


Приз Президента Беларуси Александра Лукашенко "За гуманизм и духовность в кино" присужден режиссеру фильма "История хлопковых полей" Чжан Чжуну из Китая. Награду вручила заместитель Премьер-министра Наталья Петкевич. "История хлопковых полей" - глубокая гуманистическая драма, в которой через судьбы простых людей, живущих и работающих в сельской местности Китая, раскрывается тема памяти, традиций и связи поколений.
- Я не ожидал и очень благодарен, - прокомментировал Чжан Чжун. - Эта честь принадлежит всем, кто любит кино, кто способствует взаимному обогащению культур, всем моим коллегам и всем присутствующим в этом зале. Мы всегда стремились через личные истории людей передавать их чувства, это своего рода диалог цивилизаций. Наш фильм получил отклик у белорусских зрителей, спасибо за это большое!
Гран-при "Золото "Лiстапада" - у игрового фильма "Охотник" (Россия, 2025). Это собирательная история, вдохновленная рассказом осетинского писателя Коста Хетагурова "Охота на туров". Киноленту снимали в Северной Осетии. Она не только о сохранении природы, а больше - о ненасытности человека, прокомментировал режиссер Заур Цогоев:
- Мы зачастую забываем, что у природы нельзя брать больше, чем надо. Она накажет. Потом это наказание можно объяснять с научной точки зрения, но все гораздо глубже: небеса видят - и каждый получит то, что заслуживает. Примерно эти мысли мы хотели донести в фильме, снятом с одним актером без слов в очень живописных местах, где живем.
Заур Цогоев впервые в Беларуси и поделился впечатлениями, назвав и страну, и фестиваль душевными:
- Я даже подумал, будто я дома. Победа на кинофоруме такого масштаба, как "Лiстапад", это оценка, которая в следующем не позволит опускать поднятую планку. Это хорошая мотивация для республики, регионального кино, молодых кинематографистов. Становится ясно: чтобы снимать хорошие фильмы, не всегда нужны большие бюджеты. Главное - желание, вера и та история, которой хочешь поделиться со зрителем.
Приз имени Михаила Пташука за лучшую режиссуру игрового фильма получил немецкий кинорежиссер и сценарист, представитель и лидер Берлинской школы Кристиан Петцольд за ленту "Отражения № 3". Лучшая женская роль - у народной артистки РСФСР Светланы Крючковой, сыгравшей в фильме Андрея Зайцева "Двое в одной жизни, не считая собаки". Лучшая мужская роль - у народного артиста Беларуси Владимира Гостюхина за работу в картине Святослава Власова "Мой дед". К слову, этот фильм по результатам голосования получил приз зрительских симпатий. За лучшую операторскую работу призом имени Юрия Марухина в игровой ленте "Над пропастью во ржи" награжден Мортеза Кафури из Ирана.
Лучший неигровой фильм - "Никита" Николая Бурляева и Дмитрия Чернецова, короткометражный - "Испорченная весна" режиссера Цю Юй из КНР, анимационный - "Сказка Искорки" режиссера Анастасии Лис из России. Приза имени Виктора Турова в номинации "Кино молодых" удостоен иранский режиссер Реза Кешаварз Хадад за "Банановый сад". Лучшая в конкурсе национальных киношкол - лента Киры Немирович-Данченко "Но любовь из них больше" из России.
Гран-при конкурса фильмов для детской и юношеской аудитории "Лiстападзiк" завоевал вышедший в 2024 году фильм из Черногории "Планета 7693" режиссера Гойко Беркуляна. Причем картина одержала настоящий триумф, получив дипломы за лучшую режиссуру и лучшую операторскую работу, а главный герой картины Илия Пейякович сыграл лучшую детскую роль. "Планета 7693" рассказывает историю 9-летнего мальчика Луки. Внешне его семья выглядит благополучной, но внутри ее разрывают противоречия: мать отдаляется, отец не справляется с эмоциями, сестра не может найти друзей. Лука остается один и создает собственный мир, где воображение становится способом выживания и поиска гармонии.
В рамках кинофорума также прошел масштабный круглый стол Союзного государства по теме "Диалог поколений: профессиональный взгляд на развитие киноиндустрии", где поучаствовали молодежь и признанные мастера. Так, художественный руководитель Театра киноактера заслуженный деятель искусств, народный артист Беларуси Александр Ефремов назвал проблему современного кинематографа:
- Режиссеры, особенно молодые, сейчас растеряны и не знают, о чем снимать фильмы, хотя ответ на поверхности. Снимать кино нужно о нас самих, о нашем времени, о себе, о том, что с нами происходит и что нас ждет. Мне кажется, современные картины не могут быть нейтральными, равнодушными к тому, что происходит вокруг.
Актриса, народная артистка России Валентина Теличкина рассказала о том, чего, по ее мнению, не хватает современному кинематографу:
- Производство фильмов - сложная работа, которой должны заниматься исключительно талантливые люди. На нее требуется хорошее финансирование. Вспоминаю, как, например, в 1990-е кино снимали даже очень далекие от искусства люди, у которых просто были большие деньги. Далеко не всегда такие "режиссеры" могли похвастаться вкусом и пониманием, как снять достойную картину. Но все меняется. Сейчас много одаренных людей.
Студентка 4-го курса факультета кино, театра и телевидения БГАИ Дарья Деменок спросила у гендиректора киноконцерна "Мосфильм" Карена Шахназарова, как приходят идеи для картин.
- Моя главная рекомендация - много читать, - ответил мастер. - Многое из того, что я вкладывал в свои работы, вдохновлено литературой. Чехов, Толстой, Достоевский, Гоголь - авторы, с которыми знаком с детства.
