Дирижер Виталий Кульбаков: Многих композиций на радио раньше не слышал

Виталий Кульбаков: Я хорошо знал коллектив, что и помогло выстроить с ним здоровые отношения.
Виталий Кульбаков: Я хорошо знал коллектив, что и помогло выстроить с ним здоровые отношения. / sb.by
Главный дирижер Национального Президентского оркестра Виталий Кульбаков возглавил самый известный музыкальный коллектив Беларуси на пике творческой формы. За шесть лет оркестр прирос не только сценическими проектами, но и вывел на новый уровень карьеру самого маэстро.

Кульбакову подвластно многое: собрать вокруг себя команду единомышленников, найти репертуар, который обеспечит аншлаги, и удивить, чтобы запомнили все. Президентский оркестр аккомпанирует самым известным артистам, выпускает собственные программы, а главное - ни на минуту не останавливается на достигнутом. Узнали, как это возможно и что остается вне любопытных глаз публики.

Виталий Григорьевич, глядя на стены вашего рабочего кабинета, становится понятно: тут работает фанат музыки.

Виталий Кульбаков: У меня здесь практически все афиши последних лет. Это и концерты, и театральные постановки. Каждая по-своему дорога, поэтому хочется оставить такое своеобразное напоминание. Меня в интервью порой спрашивают: не хочется ли избавиться от груза проделанной работы? А я очень люблю свое дело и подзаряжаюсь от зрителей энергией. Когда заканчивается проект, к которому долго готовился, иногда даже накатывают грусть, некая опустошенность. И тут же улетучиваются, потому что впереди новые выступления.

Национальный Президентский оркестр - один из самых востребованных музыкальных коллективов Беларуси. В чем секрет успеха?

Виталий Кульбаков: Любовь публики невозможно купить, поэтому не побоюсь громких слов и скажу прямо: берем талантом и трудолюбием. У нас работают профессионалы. Но и я, как главный дирижер, стараюсь держать планку и в плане мастерства, и в отношении к подчиненным. Мой педагог, народный артист Белорусской ССР Борис Пенчук, говорил: с чем придешь к коллективу, так все и сложится.

Любой негатив вернется в десятикратном размере и быстро отразится на общем деле, поэтому взаимопонимание у нас на первом месте.

Значит, вы еще и дипломат?

Виталий Кульбаков: А как же! Понятно, что на концертах я, как дирижер, задаю темп, ритм, громкость, расставляю акценты, но это далеко не все. Важно донести эмоции. Если взмахнул резко, музыканты точно так же ответят. То же в вербальном общении: надо быть чутким и понимающим человеком. При этом не идти на поводу, а найти с людьми общий язык. До назначения главным дирижером в Президентском оркестре я проработал 16 лет, хорошо знал коллектив, что и помогло выстроить здоровые отношения. Добрый, но справедливый руководитель - это про меня.

Какую планку для себя ставили в профессиональном плане и все ли из задуманного удалось осуществить?

Виталий Кульбаков: Еще в первый день взял ежедневник и расписал все проекты, которые хотел реализовать. И многое действительно удалось. Из глобального - сотрудничество с Президентским оркестром России. Я давно знаком с дирижером Евгением Никитиным. Он большой профессионал, с которым мне хотелось поработать, но получилось только в этом году. Совместное выступление белорусского и российского президентских оркестров состоялось на сцене "Славянского базара в Витебске" в рамках дней Союзного государства. В программу гала-концерта мастеров искусств Беларуси и России вошли 25 знаковых композиций советского периода нашей истории: песни военных лет, народные хиты и культовые мелодии из фильмов. Российские музыканты, к слову, отметили высокий уровень аранжировок, которые готовила наша команда.

Кульбакову подвластно главное:собрать команду, найти репертуар,который обеспечит аншлаги. Фото: Из личного архива

С Национальным Президентским оркестром Беларуси выступали многие популярные артисты: Олег Газманов, Лариса Долина, Тамара Гвердцители, Зара, Алсу. Быть на одной сцене с ними - особая ответственность?

Виталий Кульбаков: Скорее особый интерес и прекрасный профессиональный опыт. Скажу честно: к каждому выступлению наш коллектив тщательно готовится. Например, через несколько дней у нас запланировано сразу три мероприятия в один день, которые уже полностью отрепетированы, к ним собраны ноты. Как дирижер, стараюсь еще и заранее погрузиться в атмосферу будущего события. Недавно у нас был совместный проект с известным итальянским трубачом Нелло Сальтца - музыкантом легендарного композитора Эннио Морриконе, с которым тот сотрудничал более 30 лет. На концерте должна была прозвучать музыка, которую маэстро написал для всемирно известных фильмов. Пока я был на больничном, решил их пересмотреть и послушать, как звучали гениальные мелодии в оригинале, чтобы сопоставить с "картинкой" и прочувствовать глубинный смысл. Это добавило выразительности живому выступлению.

Не так давно вас номинировали на премию Союзного государства в области литературы и искусства. Решающим аргументом для этого стал концерт к 150-летию Сергея Рахманинова. Как пришла идея?

Виталий Кульбаков: Идея, как говорится, витала в воздухе. В нашем оркестре работает талантливый молодой пианист Александр Данилов, в репертуаре которого был Второй и Третий концерты Рахманинова. Мы посоветовались и создали посвящение великому композитору, соединив весь материал в два отделения. Нечто подобное делал российский музыкант-виртуоз Денис Мацуев. Это сложно технически и физически, а главное - морально, потому что в каждом сантиметре партитуры, каждой секунде произведений заложена гениальная информация.

В первый же день расписал все проекты, которые хотел реализовать. И многое действительно удалось. Из глобального - сотрудничество с Президентским оркестром России

Заметила, что Президентский оркестр часто выступает с собственными программами. Хотите сделать из подопечных узнаваемых артистов?

Виталий Кульбаков: В нашем коллективе собраны уникальные музыканты, которых не хочется видеть только в роли аккомпаниаторов, поэтому и создаем концертные программы, где ребята могут почувствовать себя звездами. Многие еще и преподают. И очень хорошо, о чем сужу после недавнего случая: за три дня до выступления наш музыкант, у которого в концерте был отдельный номер, сильно простудился. На выручку пришел его ученик из консерватории и все сыграл без запинки. Достойная смена подрастает.

А ваши дети тоже настолько влюблены в музыку? Продолжат династию?

Виталий Кульбаков: Дочь пока в девятом классе, окончила музыкальную школу по классу фортепиано, но сейчас развивается как вокалист и даже приняла участие в детском проекте Президентского оркестра, где исполнила арию из мультфильма. Сын занимается на скрипке, он во втором классе. Изначально мне хотелось, чтобы он играл на арфе, но жена была против - дескать, это не совсем мужской инструмент. Я парировал: а как же герой древнегреческих мифов Орфей? Он играл на лире, но тем не менее… Потом решили не спорить и выбрали то, что нравится всем. Станут ли увлечения профессией, покажет время. Как отец, просто хочу дать детям музыкальную базу, а выбор за ними.

Классика окружает вас везде. А что слушаете в машине?

Виталий Кульбаков: Долгое время нравился джаз, но в последнее время все чаще останавливаюсь на радиостанциях, где больше новостей, разговорных программ. Еще слушаю "Радио Победа" - это спецпроект "Альфа Радио" и издательского дома "Беларусь сегодня". Там нахожу уникальные песни, посвященные Великой Отечественной войне. Тема для меня близкая и трепетная, как и для каждого белоруса. Удивляет, что я - человек, всю сознательную жизнь посвятивший музыке, многое из транслируемого вообще не слышал. Бывало, что и записывал понравившуюся композицию на диктофон прямо на ходу, чтобы потом найти в Сети. Это песни, которые по-особенному трогают душу, даже если ты классический музыкант.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться