"После обеда приходил медведь": Геолог станции "Северной полюс-42" Елена Миролюбова рассказала, как работают и отдыхают на дрейфующей льдине

Геолог станции "Северной полюс-42" рассказала о жизни на дрейфующей льдине
Станция "Северный полюс-42", дрейфующая во льдах Северного Ледовитого океана, почти подошла к географическому Северному полюсу. В какой-то момент до него оставалось всего 50 километров. Сейчас станция находится на 89 градусе северной широты. Уникальные исследования на самой макушке планеты продолжаются.
В районе, где сейчас находится СП-42, белые медведи теперь будут частыми гостями.
В районе, где сейчас находится СП-42, белые медведи теперь будут частыми гостями. / из личного архива Елены Миролюбовой

Участница экспедиции, геолог Елена Миролюбова специально для "РГ" передает, как идут дела у полярников. Первый ее репортаж опубликован на сайте "РГ" в сюжете "Новая экспедиция "Северный полюс-42" на уникальном судне в Арктику: Дневник обозревателя "РГ". Сегодня - новый рассказ Елены о жизни на полярной станции.

...В 20 метрах от дна на тросе начинает лопаться оплетка. Спуск пробоотборника пришлось остановить. Неожиданно появилось немного времени. Решила посадить помидорки и базилик. Когда собиралась на станцию, мне даже в голову не пришло брать с собой семена. Но на конференции в Арктическом и антарктическом НИИ услышала доклад об оранжерее на станции "Восток" в Антарктиде. И решила попробовать!

Через пару дней на одной из пеларгоний заметила первый бутон - перенесла в конференц-зал под фитолампу.

После обеда приходил медведь, достаточно близко к лагерю - его заметили издалека, и все, кто работал на льду, успели подняться на борт. Первый визит хозяина Арктики вызвал небольшой ажиотаж, и я тоже побежала на вертолетную площадку фотографировать. Мишка приходил и на следующий день. Похоже, в районе, где сейчас находится СП-42, они будут частыми гостями. Вечером всем выдали фальшфейеры для их отпугивания. Выход на лед всегда строго в сопровождении егеря с оружием! Это правило незыблемо.

Еще через пару дней учебная шлюпочная тревога для всех. Для экипажа судна их проводят каждый месяц - пожарная тревога, человек за бортом, аварийный спуск шлюпки. А вечером кино: смотрели "Окно во двор". Получила удовольствие.

На следующий день продолжаем перематывать трос - 5700 метров, вручную это надолго. Вечером опять приходила медведица с двумя медвежатами-сеголетками (так называют медвежонка первого года жизни).

И опять трос... Обсуждали необходимость все-таки промазать его защитной смазкой. Гидрохимики против - это может негативно сказаться на их измерениях. Но без смазки в соленой воде на морозе трос очень быстро сгнивает, особенно на барабане, и не выматывается до конца. Первую часть рейса мы работали в котловине подводников с глубинами до 3300-3400 метров. А теперь в котловине Амундсена с глубинами 4200-4380 метров. И при выматывании троса на глубину обнаружили, что ниже 2000 метров трос слегка затронут коррозией, но живой, а ниже - интенсивная коррозия.

Cейчас главное - привести в порядок трос. Так что в планах просушка, перемотка. Всю тяжелую работу делают парни, а я подключаюсь, если нужно помочь подмотать на лебедке или что-то переместить краном. После перемотки начали промазывать кисточками трос.

Стало сильно холодать. С середины октября мороз переместился за отметку минус 20 градусов. Чтобы взять пробы со дна, приходится более 5 часов находиться на морозе. И очень обидно, если труба приходит пустая. Зато какая радость, если трубу поднимают полной. 18 октября подняли 380 сантиметров. Это самая длинная труба, которую пока удавалось взять. А потом мы подняли очень интересный разрез осадков.

Прямо руки чесались его обработать, рассмотреть, описать внимательно. Но это уже на следующий день - с утра.