"Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, Мати Бога Вышнего..." Как перед иконой Богородицы молились Петр I, Достоевский, Бунин, Ахматова

Перед иконой Богородицы молились Петр I, Достоевский, Бунин, Ахматова
6 ноября православие празднует день чудотворного образа Богородицы "Всех скорбящих Радость". Того самого, перед которым, забыв о своих претензиях к Богу и Церкви, молился о спасении Петр I, и к которому во время эпидемии холеры пешком ходила на богомолье Екатерина II.
Один из чудотворных списков образа Богородицы - "Всех скорбящих Радость с грошиками".
Один из чудотворных списков образа Богородицы - "Всех скорбящих Радость с грошиками". / wikipedia.org

Но не только с царственными особами связана знаменитая икона. Достоевский, Бунин, Ахматова... В самые суровые дни своей жизни, они находили опору в молитве перед чудотворной святыней. Как и миллионы тех, кого в дореволюционных книгах называли "страждующий народ". В одном таком фолианте о православных иконах я насчитала почти три десятка чудотворных списков знаменитого образа, прославленных по всей стране, - от Санкт-Петербурга до Тобольска, от Пскова до Абхазии. При этом образ "Всех скорбящих Радость" - молодой, первое упоминание о нем датируется 1683 годом.

Именно тогда на московской улице Ордынка, получившей свое имя от проходившей здесь в далекой древности дороги в Орду, вместо деревянной церкви в честь Преображения Господня начали возводить новую, каменную. Строили ее мастера Оружейной палаты Московского Кремля, и тогда же иконописец и придворный живописец Иван Безмин написал для нового каменного храма икону Божией Матери, впоследствии названную "Всех скорбящих Радость".

Это был абсолютно новый для русской иконографии образ, его возможным прототипом могла быть икона, написанная в 1603 году Эль Греко для алтаря больничного храма в Ильескасе (Испания). Идея образа - Богородица, через Ангелов посылающая помощь страждующим, - была близка и понятна верующим. А свое имя икона получила по начальным строчкам стихиры, то есть богослужебного песнопения, посвященного Богородице:

"Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покрове и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси, Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим".

Это дивное песнопение и искренность своих детских молитв перед этой иконой с тоской вспоминал в эмиграции Иван Бунин.

Но вернемся в век XVII. В 1688 году Москву облетела весть о чудесном исцелении сестры патриарха Иоакима Евфимии Папиной, долгое время страдавшей от незаживающей раны в боку. Исцеление произошло по молитве перед новым образом в Преображенской церкви на Ордынке. День первого чуда и стал днем празднования иконы. К вновь явленному чудотворному образу потянулся народ, с него начали делать списки, а храм стали называть Скорбященский. В 1711 году, когда царский двор переезжал в Санкт-Петербург, сестра Петра I царевна Наталия Алексеевна взяла с собой и любимый образ "Всех скорбящих Радость". Был ли это подлинник из Скорбященского храма на Ордынке или список, нам уже не узнать, но и москвичи, и петербуржцы почитали свои иконы чудотворными.

В молитве перед святыней искали и находили опору в самые тяжелые моменты жизни

Первый храм в честь иконы в Санкт-Петербурге был воздвигнут Петром I в память об избавления от опасности при реке Прут в 1711 году во время войны с турками. Императрица Елизавета Петровна заменила деревянную церковь каменной. Сюда-то в храм Воскресения Христова на Шпалерной улице во время эпидемии оспы в 1768 году и ходила Екатерина II на богомолье - перед тем как сделать прививку от болезни себе и наследнику Павлу Петровичу.

Вот что сообщал магистр Петербургской духовной академии Е.А. Бенескриптов о молении Екатерины перед иконой "Всех скорбящих Радость" в храме на Шпалерной. "В бозе почившая Императрица Екатерина II особенно любила молиться в сей церкви. Она приходила нарочито, в сопровождении придворных и других особ, к образу Пресвятой Богородицы пешком по случаю губительного поветрия (оспы), угрожавшего опасности жизни и юному наследнику ее престола и вскоре потом для поблагодарения Царицы Небесной за успешный исход предохранительных мер, предпринятых в отвращении болезни".

В память о благополучном привитии от оспы Екатерина II украсила икону Богородицы "Всех скорбящих Радость" драгоценным окладом. Слава об этом облетела всю империю, с иконы стали делать новые списки, а Скорбященская церковь на Шпалерной в те дни "оставалась незапертой с раннего утра до позднего вечера".

Анна Григорьевна Достоевская. Фото: wikipedia.org

У этого Петербургского чудотворного образа в детстве получила исцеление и Анна Григорьевна Сниткина, будущая жена Достоевского, вместе с родителями проживавшая в то время на Песках, недалеко от храма на Шпалерной. "Второе сознательное воспоминание относится к моей болезни, случившейся, когда мне было три года, - рассказывала жена писателя. - Не знаю, чем я была больна, но доктор приказал поставить мне на грудь несколько пиявок. Я живо помню, как отвратительны были для меня эти извивающиеся червяки, как я их боялась и как старалась оторвать их от груди. Ясно помню также, как возила меня моя мама причастить и помолиться перед чудотворной иконой о всех Скорбящей Божией Матери (на Шпалерной). Видя, что мама и няня молятся и плачут, я крестилась и тоже заливалась слезами. На другой день после молебна последовал кризис, и я стала быстро поправляться".

Конечно, Федор Михайлович эту историю знал, но не только она связывала его со святыней. Рядом с Московским Скорбященским храмом на Ордынке жили ближайшие родственники Достоевских - Куманины: родная тетя и крестная будущего писателя Александра Федоровна и ее муж - бывший городской голова Алексей Алексеевич. Куманины были людьми не только состоятельными, но и очень набожными. Это на их деньги и деньги купцов Долговых была восстановлена после московских пожаров осени 1812 года Скорбященская церковь на Ордынке. Во времена своего детства Достоевский часто бывал в доме Куманиных, прекрасно знал храм на Ордынке и икону "Всех скорбящих Радость".

И неслучайно именно этот образ постоянно находился в кабинете писателя. На обороте иконной доски наклеена надпись: "Икона, поднесенная Ф.М. Достоевскому". К сожалению, кто был дарителем и при каких обстоятельствах это произошло, неизвестно. Предположительный год создания иконы или же взятия ее в ценный оклад - 1874. По оценкам экспертов, этот список со святыни "Всех скорбящих Радость" "вполне зауряден", таких по России было немало, но он связывает нас с самым сокровенным - с молитвенной жизнью души великого писателя.

Федор Михайлович Достоевский. Фото: wikipedia.org

По счастью мы знаем, как молился наш гений. Мемуары хранят уникальную зарисовку о Достоевском-молитвеннике. Со слов "почтенной старушки, вдовы священника, часто встречавшей Ф. М. Достоевского в Знаменской церкви", это свидетельство записала Варвара Васильевна Тимофеева-Починковская: "Он [Достоевский] всегда к заутрене или к ранней обедне в церковь приходил. Раньше всех, бывало, придет и всех позже уйдет. И станет всегда в уголок, у самых дверей, за правой колонкой, чтобы не на виду. И всегда на коленках и со слезами молился. Всю службу, бывало, на коленках простоит; ни разу не встанет. Мы все так и знали, что это - Федор Михайлович Достоевский, только делали вид, что не знаем и не замечаем его. Не любил, когда его замечали. Сейчас отворотится и уйдет".

Известны и слова молитвы, которые произносились перед святыней:

Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирым и странным Предстательнице! Скорбящим Радосте, обидимым Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь: помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы ни благия Утешительницы токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Наверное, их шептала и Анна Ахматова, никогда не расстававшаяся с небольшой Скорбященской иконой, подаренной ей в 1907 году будущим мужем Николаем Гумилевым. И разве не удивительно, что, глядя на святыню или произнося слова молитвы, обращенные к Богородице, мы при этом оказываемся связанными чем-то незримым с великими прошлого и... будущего.

Автору можно написать на адрес: pisma-maria@mail.ru или в телеграм-канал Марии Городовой @MariaGorodova