Инопланетянки и принцессы: в Музее Скрябина выступил фортепианный дуэт ST-Duo

В Музее Скрябина выступил фортепианный дуэт ST-Duo, сыграв музыку разных эпох
В Мемориальном музее Скрябина в эти дни проходит фестиваль "Нежна и неистова", посвященный 150-летию со дня рождения его первой супруги Веры Ивановны.
Ирина Литвинова / предоставлено дуэтом ST-DUO

Профессор Московской консерватории, пианистка, явившая миру почти все фортепианные опусы Скрябина, она сыграла значительную роль в творческой судьбе великого русского композитора - и этот факт сотрудники музея его имени решили масштабно подчеркнуть. Фестиваль носит гендерный характер - на нем выступают исключительно женщины: от любимицы публики, пианистки Екатерины Мечетиной до талантливого бурятского композитора Анастасии Дружининой. И пусть сейчас не 8 Марта, лозунг "girl power" ("женская сила") здесь витает в воздухе, как "дух, жаждой окрыленный", о котором Скрябин писал в предисловии к "Поэме экстаза". Редкое сочетание таланта, девичьей красоты, исполнительского мастерства в рамках фестиваля продемонстрировал фортепианный дуэт ST-Duo: Софья Сахнова и Антонина Лузько дали сольный концерт, исполнив сочинения разных эпох.

Фестиваль в честь Веры Скрябиной носит гендерный характер - в нем выступают исключительно женщины

Выпускницы Российской академии имени Гнесиных играют вместе уже почти десять лет, что для молодого ансамбля уже звучит солидно. Девушки гастролируют по всему миру, легко переключаясь с Пермской филармонии на концертную площадку в Дубае, выступают на престижных конкурсах и сотрудничают с маститыми оркестрами и дирижерами. Пианистки с успехом продолжают традиции дуэтного музицирования, столь популярного жанра во все времена, предлагая как профессионалам, так и меломанам тонко выстроенные, концептуальные концертные программы. На концерте в Музее Скрябина ST-Duo устроил слушателям экскурс в мир романтической и современной музыки прошлого и настоящего, показав, что для них не существует каких-либо репертуарных ограничений. "Венгерские танцы" Брамса вихрем сменяла "Пляска смерти" Сен-Санса, "Вальс цветов" Чайковского - "Волшебное озеро" Лядова, cюита "Время, вперед" Свиридова - Концертино на две русские народные темы Розенблата. Каждой известной миниатюре дуэт придал индивидуальный портретный облик, вдохнул новую жизнь и заставил звучать по-новому - многие сочинения пианистки сыграли в собственном переложении для четырех рук. После "Адского галопа" из оперетты "Орфей в аду" Оффенбаха, можно было снова восхищаться техническим совершенством, виртуозностью дуэта: Софья Сахнова и Антонина Лузько взяли запредельно быстрый темп, но уверенно справились со всеми фактурными и тесситурными сложностями. А знаменитый "Соловей" Алябьева ST-Duo наполнил щемящей тоской и грустной романсовой лирикой. В роскошных бальных платьях, за роялем, девушки выглядели как настоящие принцессы, сошедшие с полотен европейских художников: камерная, сокровенная атмосфера вечера лишь усиливала ощущение присутствия в другом времени.

Фото: Ирина Литвинова / предоставлено дуэтом ST-DUO

Изюминкой вечера стала мировая премьера современного композитора Алины Мухаметрахимовой CyberCanto, которую она написала в рамках проекта Союза композиторов России "Ноты и квоты" специально для дуэта ST-Duo. Для Софьи и Антонины это был настоящий вызов - и пусть в творческом арсенале девушек уже значатся пьесы ныне живущих авторов, такой "заход" на территорию новейшей авангардной музыки, кажется, у них случился впервые. В этой пьесе дуэт, словно импровизируя (но на самом деле следуя авторскому тексту), играл на струнах - то поочередно, то вместе; то проводил по ним то пальцами, то словно щипал их, от чего инструмент издавал резкие звуки, на которые накладывалась электроника. Все эти действия синхронизировались с видеорядом (художницы Наталья Русак и Глафира Клюквина, а также студия Krasivoe production), на котором дуэт был представлен в образах внеземных существ словно из фильма "Аватар". По замыслу композитора, инопланетянки исследовали природу рояля, его эстетику и механику, касаясь струн фрикционными палочками, смычками и гитарными слайдами. Погружение в киберфантастическое пространство публика восприняла по-разному: молодежь осталась в восторге, пожилые меломаны, настроившиеся на музыку Свиридова, - немного обескураженно, но в том, что ST-Duo в очередной раз взял новую высоту и продемонстрировал открытость к экспериментам, ни у кого не осталось сомнений.

Классика