
Профессор Московской консерватории, пианистка, явившая миру почти все фортепианные опусы Скрябина, она сыграла значительную роль в творческой судьбе великого русского композитора - и этот факт сотрудники музея его имени решили масштабно подчеркнуть. Фестиваль носит гендерный характер - на нем выступают исключительно женщины: от любимицы публики, пианистки Екатерины Мечетиной до талантливого бурятского композитора Анастасии Дружининой. И пусть сейчас не 8 Марта, лозунг "girl power" ("женская сила") здесь витает в воздухе, как "дух, жаждой окрыленный", о котором Скрябин писал в предисловии к "Поэме экстаза". Редкое сочетание таланта, девичьей красоты, исполнительского мастерства в рамках фестиваля продемонстрировал фортепианный дуэт ST-Duo: Софья Сахнова и Антонина Лузько дали сольный концерт, исполнив сочинения разных эпох.
Выпускницы Российской академии имени Гнесиных играют вместе уже почти десять лет, что для молодого ансамбля уже звучит солидно. Девушки гастролируют по всему миру, легко переключаясь с Пермской филармонии на концертную площадку в Дубае, выступают на престижных конкурсах и сотрудничают с маститыми оркестрами и дирижерами. Пианистки с успехом продолжают традиции дуэтного музицирования, столь популярного жанра во все времена, предлагая как профессионалам, так и меломанам тонко выстроенные, концептуальные концертные программы. На концерте в Музее Скрябина ST-Duo устроил слушателям экскурс в мир романтической и современной музыки прошлого и настоящего, показав, что для них не существует каких-либо репертуарных ограничений. "Венгерские танцы" Брамса вихрем сменяла "Пляска смерти" Сен-Санса, "Вальс цветов" Чайковского - "Волшебное озеро" Лядова, cюита "Время, вперед" Свиридова - Концертино на две русские народные темы Розенблата. Каждой известной миниатюре дуэт придал индивидуальный портретный облик, вдохнул новую жизнь и заставил звучать по-новому - многие сочинения пианистки сыграли в собственном переложении для четырех рук. После "Адского галопа" из оперетты "Орфей в аду" Оффенбаха, можно было снова восхищаться техническим совершенством, виртуозностью дуэта: Софья Сахнова и Антонина Лузько взяли запредельно быстрый темп, но уверенно справились со всеми фактурными и тесситурными сложностями. А знаменитый "Соловей" Алябьева ST-Duo наполнил щемящей тоской и грустной романсовой лирикой. В роскошных бальных платьях, за роялем, девушки выглядели как настоящие принцессы, сошедшие с полотен европейских художников: камерная, сокровенная атмосфера вечера лишь усиливала ощущение присутствия в другом времени.

Изюминкой вечера стала мировая премьера современного композитора Алины Мухаметрахимовой CyberCanto, которую она написала в рамках проекта Союза композиторов России "Ноты и квоты" специально для дуэта ST-Duo. Для Софьи и Антонины это был настоящий вызов - и пусть в творческом арсенале девушек уже значатся пьесы ныне живущих авторов, такой "заход" на территорию новейшей авангардной музыки, кажется, у них случился впервые. В этой пьесе дуэт, словно импровизируя (но на самом деле следуя авторскому тексту), играл на струнах - то поочередно, то вместе; то проводил по ним то пальцами, то словно щипал их, от чего инструмент издавал резкие звуки, на которые накладывалась электроника. Все эти действия синхронизировались с видеорядом (художницы Наталья Русак и Глафира Клюквина, а также студия Krasivoe production), на котором дуэт был представлен в образах внеземных существ словно из фильма "Аватар". По замыслу композитора, инопланетянки исследовали природу рояля, его эстетику и механику, касаясь струн фрикционными палочками, смычками и гитарными слайдами. Погружение в киберфантастическое пространство публика восприняла по-разному: молодежь осталась в восторге, пожилые меломаны, настроившиеся на музыку Свиридова, - немного обескураженно, но в том, что ST-Duo в очередной раз взял новую высоту и продемонстрировал открытость к экспериментам, ни у кого не осталось сомнений.