Всю палитру современного искусства Нижнего Новгорода можно увидеть на выставке "Открытый мир" в Музее Фаберже

Современное искусство Нижнего Новгорода представили на выставке в Музее Фаберже
Выставка современного искусства Нижнего Новгорода и Нижегородской области в проекте "Открытый мир" в Музее Фаберже - из самых ожидаемых. Хотя бы потому, что Нижний Новгород с конца 1990-х уверенно претендует на звание одной из столиц современного искусства. "Арсенал", который был частью сети Государственного центра современного искусства, а теперь - филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина, в прошлом году отметил 25-летие. Художники из Нижнего не раз становились "художниками года" премии "Инновация", а также международной ярмарки Cosmoscow.
Вся палитра современного искусства Нижнего Новгорода - на выставке в Петербурге. Фото: Жанна Васильева

Выставка в Музее Фаберже, которая создавалась в сотрудничестве с Нижегородским государственным художественным музеем, а также студией "Тихая" и галереей "9Б", этот обжигающий сплав истории и современности в искусстве Нижнего Новгорода попыталась представить как многоголосие оркестра, где звук каждого инструмента уникален и важен. Но едва ли не важнее возможность услышать их всех вместе. Здесь драматические контрасты, шуточные сценки, ужастики и волшебные сказки превращаются в дивертисмент, завораживающий именно разнообразием интонаций, выбранных инструментов и музыкальных пьес.

Этот музыкальный мотив на выставке задает сейчас почти забытое полотно Алексея Варламова "По Волге широкой" 1954 года, репродукция которого на открытках в советское время вышла тиражом 25 тысяч экземпляров. Созданная к юбилею Сормовского судостроительного завода, картина выстроена вполне кинематографически и напоминает счастливый финальный стоп-кадр советского фильма. Своего рода хэппи энд, в котором рабочие люди, волжские просторы и песня сливаются в образ счастья страны, где "так вольно дышит человек". При этом композиция "кадра" с лодкой, летящей прочь от зрителей, напоминает, конечно, суриковского Стеньку Разина, плывущего с мрачной думой на челе под музыку бандуриста. И в какой-то момент кажется, что люди на картине как раз про лихого атамана и персидскую княжну и поют. Впрочем, взяв композицию Сурикова и мотив пения, Варламов радикально меняет настроение - на радость летнего дня, легкого дыхания и почти безбрежного простора.

Включение этой картины в экспозицию, как и полотна Алексея Боголюбова "Нижегородская ярмарка. Колокольный ряд" 1862 года, показывает, что современное искусство тут трактуется столь же широко, как Волга в работе Варламова. Отсчет современности выставка начинает со времен знаменитой Нижегородской ярмарки, которая располагалась как раз на стрелке Волги и Оки и открывала город товарам, модам, веяниям с Востока и Запада. Вокруг нее вырастают не только банки, нотариальные конторы, но в 1896 году и Всероссийская промышленная и художественная выставка. Современность как эпоха модерна стала синонимом стремительно растущей промышленности, железных дорог, банков и промышленных ярмарок. Синонимом открытого мира, встраивающегося в мировую торговлю.

Это многоголосие эпохи модерна нынешняя выставка искусства Нижнего Новгорода использует как ролевую модель. Она предстает как встреча искусства разных времен, направлений, стилей и поколений. Разноголосие тут яркое, как посуда с хохломской росписью, что располагается полукругом, на ярмарочный манер, на двух этажах выставки.

Народный промысел в экспозиции уживается с историческими полотнами Вячеслава Грачева и Константина Грачева, рисующими Минина и Пожарского во главе народного ополчения. Изысканная декоративность книжной миниатюры масштабируется до монументального образа Грюнвальдской битвы, написанного Галием Надеждиным в иконной стилистике и такой же технике - темперой на левкасе по дереву. Яркость городецкой росписи деревянной лошадки, на которой качается ребенок в красной курточке, на картине "Конек-Горбунок" Кима Шихова 1967 года соединяется с почти матиссовским плоским пространством комнаты и лаконичной графичностью зимней улицы за окном.

Фото: Жанна Васильева

Это смена регистра, которую используют художники, чтобы превратить уличную сценку в эпизод, словно сошедший с картины Фра Анджелико, рассказать о битве при Грюнвальде языком русской иконы, а летнее купание в деревне увидеть как итальянский полдень во французской картине (так, например, его увидел Вячеслав Жемерикин в "Лете" 1981 года) демонстрирует не только мастерство, отличную школу, но многослойность культурных традиций города. Желание и умение мастеров апеллировать к разным традициям и древности, и модерна.

Этот утонченный эстетизм, и волжская открытость всем ветрам и веяниям, вкус к эксперименту, интеллектуальный поиск остаются и в искусстве Нижнего уже XXI века. В этом убеждает вторая часть выставки этажом выше.

Среди авторов - художники известные не только в Нижнем. Здесь мощные работы арт-группы "Провмыза" создают образ перевернутого вверх тормашками мира, сплавляя европейские традиции картин Страстного цикла, экспрессионизма и современной фотографической картины. К Страстному циклу отсылает и работа Евгения Стрелкова, где образ рентгеновского снимка и вечное Memento mori накладываются друг на друга. Из этого наложения вырастает образ боли и жертвы, смерти и надежды на избавление от нее. Человек, который для врачей предстает на рентгеновском снимке фрагментарно - снимком позвонка, пятки или шейного отдела, здесь собирается в единый образ Сына Человеческого.

Фото: Жанна Васильева

Нижегородский стрит-арт, который отличают любовь к истории города и эстетизация, здесь представлен не росписью стен, а живописью Андрея Оленева графикой Артема Филатова, инсталляцией и "театром теней" Никиты NOMERZ. Город у этих художников предстает живым существом, то ли великаном, как на полотне Оленева, то ли невидимым хранителем, чей жест руки высвечен на куске старой доски, как у Никиты NOMERZ. Он связан с природой, самыми обычными растениями, будь то подорожник или чертополох, как у Артема Филатова. Он живет в каком-то своем ритме, как таинственные "матры" Евгении Гольцевой, у которой похожие на деревянные детские пирамидки или матрешки объекты становятся персонажами - Волгой и Окой.

Это ощущение единства природы, города, человека, возможно, одно из самых удивительных черт нижегородского искусства. Такое ощущение характерно для натурфилософов и детей… Неудивительно, что тема детства, игры одна из центральных в экспозиции. Начавшись в портретах детей Кима Шихова, Татьяны Холуевой, Вячеслава Потапина, она получает продолжение в воздушной, летящей картине с качелями Анны Лагеды "Лето в городе. Полет" и в фотореалистически выписанных, "зависших" над пустотой образах подростков в полотне Кита Кимова. Супрематические "матры" Евгении Гольцевой перекликаются с шуточным полотном Владимира Логинова, где среди матрешек оказывается "гадкий лебедь" - гипсовая статуэтка Венеры Милосской… А в руках Юрия Отинова обычные пуговицы, шишки, ракушки, фигурки из киндер-сюрпризов, обрывки кружева превращаются в яркие театральные маски "Кикиморы", "Всяческого ската" и прочих героев волшебных сказок.

Фото: Жанна Васильева

Со времен сказок Гофмана и балета "Щелкунчик" детская остается той сценой, где битва Мышиного короля с отважным Щелкунчиком продолжается век за веком. И Сёма Bomse эту романтическую традицию подхватывает в своих картинах, похожих на яркие гобелены… Правда, вместо тканых гобеленов - вышивка. Но вышитые картины "Девушка с гитарой", и "Прятки", и полотно "Утро" сохраняют вместе с яркостью и сюжетностью иллюстрации к сказке еще и волшебную веру в хэппи-энд, без которой никак не прожить. Это волшебство искусства, уютного, тактильного, похожего на коврик в детской и на занавес в игрушечном театре, каким-то образом создает тот драйв и надежду на счастливый финал, который свойственен художникам и детям. И на этой выставке нижегородцев в Музее Фаберже это тепло надежды ощутимо.

Прямая речь

Виктор Вексельберг, основатель Музея Фаберже и фонда "Связь времен":

- Работы, рожденные на берегах великой Волги, отличает особое внимание к человеку, к его жизни, внутреннему миру. Героизм участников Великой Отечественной войны, на последнем вздохе защищавших Родину, отвага ополченцев, отправившихся спасать Москву - важные темы для художников XX и XXI века. Гуманистический характер выставки искусства Нижнего Новгорода даст хороший импульс зрителям, прежде всего молодежи.

Афиша

Выставка открыта в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге до 23 ноября.