Парад 7 ноября 1941 года на Красной площади проводили в разгар битвы за Москву, когда линия фронта проходила всего в нескольких десятках километров от города. Этот парад, длившийся 25 минут, по силе эмоционального воздействия приравнивают к важнейшей военной операции, поскольку он поднял моральный дух всей страны, показал миру, что Москву не сломить.
В экспозиции музея на Красной площади в этом году акцент сделан на историях очевидцев парада, участников сражений и военных династий, которые посвятили свою жизнь защите страны и чьи потомки сейчас участвуют в специальной военной операции. Экспозиция условно поделена на десять тематических зон. Они посвящены разным аспектам жизни города. Например, раздел "Операция "Эвакуация" рассказывает о роли транспорта, в том числе работе Казанского вокзала, с которого уходили в тыл эвакуационные эшелоны. Интересно, что для перевозки людей использовали тогда не только пассажирские поезда, но и крытые грузовые вагоны, электрички. Можно увидеть схемы транспортных маршрутов, редкие фотографии, модели автомобилей, проездные билеты.
Витрины "Авиационного щита столицы" рассказывают о защите воздушного пространства. Гости выставки увидят модели самолетов, элементы аэростатов, фотографии летчиков и аэродромов, личные вещи авиаторов: перчатки, шлемы, сумки-планшеты.
В "Городе-крепости" воссоздали систему жизнеобеспечения столицы. Здесь можно узнать, что не прекращалось строительство тепловых сетей. Интересно, что участвовали в этом и сами горожане. В 1944 году рядовые жители построили 1,5-километровый теплопровод и подключили к отоплению 20 зданий в Ждановском (сейчас Таганском) районе Москвы.
В блоке "Московская пресса" можно узнать о работе средств массовой информации, журналистов и военных корреспондентов. Здесь представлены тематические печатные издания, агитационные плакаты, личные вещи многих известных военкоров "Правды", "Комсомольской правды", Совинформбюро, ТАСС и других.
Внимание стоит обратить на огороженную красной лентой большую карту Москвы образца 1941 года. Здесь можно увидеть не только входившие в нее районы, сравнить нынешние границы и границы города 84-летней давности, но и узнать, как формировались дивизии народного ополчения.
Как и в предыдущие годы, создадут антураж военного времени реконструкторы, одетые в гражданскую и военную одежду того времени. Представлены и образцы военной техники. Всего выставлено 55 единиц исторической техники и 4 самолета из Музея техники Вадима Задорожного. Есть тут и самая ранняя модификация танка Т-34/76, выпускавшаяся с 1940 по 1944 годы. Представлен первый серийный плавающий танк - Т-37. Среди самолетов привлекает внимание "кукурузник", или многоцелевой биплан, - легкий-бомбардировщик У-2. Именно на такой машине летали "ночные ведьмы". Посмотреть стоит и на самый массовый тип самоходных установок (САУ) времен войны - СУ-76. Они предназначались для сопровождения пехоты.
Вход в музей бесплатный, но пройти придется через рамки металлоискателя. Работать экспозиция будет с 7 по 9 ноября с 10.00 до 22.00.