В музее "Город" открылась выставка барнаульского Дали

В музее "Город" работает персональная выставка Александра Карпова "150 кв. м фантастического реализма. Графика, живопись". "Душа карандаша" - так называют Александра Александровича коллеги-художники и друзья. Некоторые вовсе считают его барнаульским Дали. Однако испанский сюрреалист не писал прекрасные стихи, не был бардом и пользовался только кистью и красками, а работы Карпова-графика замечательно дополняют картины Карпова-живописца.
В творчестве художника можно заметить влияние Сальвадора Дали
В творчестве художника можно заметить влияние Сальвадора Дали / Сергей Зюзин/РГ

Мир фантастического реализма образуют более девяноста графических и живописных произведений мастера, в которых удивительным образом уживаются достоверность и вымысел. На открытие выставки пришло множество посетителей разных возрастов и профессий. По словам писателя Владимира Токмакова, Карпова считают своим не только художники, но и поэты, барды, дизайнеры, фотографы. Он - дважды лауреат краевого конкурса "Золотой переплет" в номинации "Лучший художник книги". Александр Александрович оформил десятки книг алтайских и российских писателей.

Виновник торжества с присущим ему юмором и самоиронией вспомнил эпизод из студенческой молодости:

- Я учился в Костроме на художественно-графическом факультете экономического института, живопись преподавал заслуженный художник РСФСР Алексей Павлович Белых. На одном из занятий, он долго стоял у меня за спиной, смотрел, как работаю, потом сказал: "Вы, Карпов, как муха!" Вся наша группа насторожилась. "Вы как муха, которая ползет по кирпичной стене, с кирпичика на кирпичик, и не понимает-то она, что ползет по Кремлевской стене!" Прошло много лет, а я до сих пор не пойму, по какой стене ползу. Хотя это, наверное, не так уж и важно. Главное, что продолжаю работать - пока живу, пока дышу.

Все свои сюжеты Александр Карпов берет из головы, но признается, что так и не понял, откуда они приходят.

- Каждая деталь в его работах имеет значение, и зритель, погружаясь в картины, часто находит там не только историю мира, но и свою личную. Александр Александрович - кладезь знаний, живая энциклопедия. Удивительно интересный собеседник! Еще подростком, я часто посещал мастерскую Александра Александровича, внимательно наблюдал за его работой, поражаясь тому, как умело он превращал даже самый простой натюрморт в нечто большее. К примеру, стоит на подоконнике в мастерской глиняная крынка, рядом разные вещи, за окном виды обычного двора, но, если приглядеться внимательнее в картину, то в дальнем соседнем дворе можно увидеть, как Иисус Христос несет крест на свою казнь. Карпов умеет перенести зрителя в разные времена, предлагает додумывать сюжет и историю своей картины. Многослойность делает его творчество по-настоящему уникальным и завораживающим, - рассказал корреспонденту "РГ" Александр Пашков, известный художник, работающий в разных техниках, в том числе такой сложной, как линогравюра.

Барнаул узнал художника Карпова в конце восьмидесятых - девяностых, которые он называет "бурными и горячими". В его работах можно встретить немало знаковых для Барнаула мест. Все они становятся порталами в параллельную реальность, фантастически меняясь под обычным цанговым карандашом Александра Александровича. Классический пример - цикл "Хрономиражи арок Барнаула". Внутрь пространств знакомых всем арок старых зданий на проспекте Ленина Карпов помещает библейские, мистические, пророческие миражи.

Многие поклонники творчества Карпова с радостью увидели его ранние работы, написанные маслом. Они такие же многослойные и многомерные, как более поздние, графические. В то же время картины, выписанные в манере старых мастеров, на редкость живые и пластичные - взять хотя бы диптих 1990 года "Театр имени Михаила Афанасьевича": Понтий Пилат с верным Бангой, Мастер и Маргарита, Воланд со своей свитой. И босые ноги Христа с ранами от гвоздей, которыми его прибивали к кресту. И какой-то удивительный эффект вашего присутствия там, в мире Михаила Булгакова и Александра Карпова.

Выставка будет работать до 16 ноября.