
Пресс-секретарь Ярославского музея-заповедника Алексей Бакуменко рассказывает, что часослов хранится в коллекции музея-заповедника, в фонде редких книг, откуда его достают только по особым случаям. Увидеть "Ярославский часослов" обычному посетителю невозможно.
- В книге более 500 листов. Причем изначально он был больше, по нашим расчетам, около 240 листов утрачено. Они, конечно, не были пронумерованы, но номера были на тетрадях, из которых он сшит. Книга рассчитана на 12 часов непрерывного чтения, - отметил Алексей Бакуменко.
Часословом в христианской традиции называется богослужебная книга, которая содержит неизменяемые молитвословия суточного богослужебного круга. В Западной Европе в книжном виде часословы появились в XIII веке, в последующие два столетия они широко распространились в связи с ростом грамотности. В это же время они были популярны и на Руси.
Книгу, которой сейчас исполнилось около 800 лет, начали изучать еще в XIX веке, пытаясь определить место написания и автора. В последние годы над "Ярославским часословом" работали ученые Института русского языка РАН и Санкт-Петербургского университета Татьяна Афанасьева и Александра Соболева. Они установили, что сборник был задуман ростовским составителем второй половины XIII века как своеобразная антология молитв и песнопений для монашеского келейного правила.
- Этот труд был составлен монахом, близким к Ростовскому владычному двору. Некоторые тексты известны нам только по "Ярославскому часослову"! Интересно, что размер букв в книге очень крупный. Это может свидетельствовать, что ростовский монах не мог похвастать острым зрением, - отметила профессор Татьяна Афанасьева.
"Ярославский часослов" донес до нашего времени целый пласт ранних славянских литургических текстов. В книге сохранились древнейшие списки сочинений Кирилла Туровского и единственный известный список "Молитвы против дьявола", созданной в кружке Великоморавского архиепископа Мефодия (815-885), одного из создателей славянской азбуки и возможного автора этой молитвы. Составитель часослова внес в него редкую Сант-Эмерамскую молитву, тексты из древних славянских монастырей Афона, славянский гимн с глаголичным азбучным акростихом и даже произведения, которые в XIV веке будут запрещены митрополитом Киприаном как неканонические.
Результатом исследования, которое провели ученые Института русского языка РАН, стало издание в прошлом году полной рукописи "Ярославского часослова" с литургическими комментариями и критическим аппаратом. Специалисты рассмотрели каждый текст сборника на фоне других его славянских списков и выявили источники.
Изучение "Ярославского часослова" на этом не закончено. Ученые хотят с использованием современных методов ДНК-анализа исследовать листы пергамента, на котором он написан, чтобы понять, откуда материал попал в Ростов, местный он или привезенный из других краев.