Она рассказала, что обычно мошенники начинают общение с таких шаблонов: "Мы блокируем вашу карту", "С вашим родственником случилась беда", "Вы совершили подозрительный платеж".
Это создает ощущение срочности и кризиса, вызывает страх и тревогу. Тем самым мошенник пытается вывести человека из равновесия и сделать его более внушаемым.
Второй ключевой признак - это давление на авторитет и апелляция к безопасности.
Злоумышленник представляется сотрудником банка, полиции или другого официального учреждения, использует профессиональный жаргон. С жертвой начинают общаться командами: "Не вешайте трубку", "Скажите мне коды из смс", "Сейчас же выполните инструкцию".
"Диалог с вами не ведется - вам диктуют условия", - пояснила Шпагина.
Во время беседы с мошенником на заднем плане можно услышать гул кол-центра, другие голоса, такие же монотонные, зачитывающие аналогичные тексты. Это признак организованного преступного сообщества, а не работы банка.
По словам психолога, универсальная рекомендация такова: если звонок вызывает у вас напряжение и чувство тревоги, а собеседник давит на вас и требует срочно совершить какие-то действия, то самое верное решение - прекратить диалог.