Нужен ли в России ЕГЭ по искусственному интеллекту? Отвечает нейросеть

В России предложили ввести ЕГЭ по искусственному интеллекту
Новое предложение из Общественной палаты - ввести Единый госэкзамен по искусственному интеллекту. Такую идею озвучил заместитель секретаря Общественной палаты Владислав Гриб.
Задания, связанные с методами и средствами ИИ, уже входят в ЕГЭ по информатике.
Задания, связанные с методами и средствами ИИ, уже входят в ЕГЭ по информатике. / iStock

"Не исключаю, что в будущем может появиться комплексный ЕГЭ по искусственному интеллекту и ИТ-технологиям - это вопрос времени", - заявил Гриб.

В Рособрнадзоре сразу отреагировали: появление в России единого государственного экзамена по искусственному интеллекту пока невозможно из-за отсутствия федеральных рабочих программ по этому предмету.

"В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования отсутствуют требования к освоению основной образовательной программы по учебному предмету "искусственный интеллект", - сообщили в ведомстве.

Однако задания, связанные с алгоритмами анализа данных, которые лежат в основе методов и средств искусственного интеллекта, входят уже сегодня в ЕГЭ по информатике.

- Как говорят нам интернет-справочники, "искусственный интеллект - это раздел компьютерных наук". Поэтому, с одной стороны, было бы логично изучать его и проверять знания в составе информатики, - прокомментировал "РГ" инициативу доцент факультета прикладной математики и компьютерных наук МАИ и факультета компьютерных наук ВШЭ, технический руководитель Лаборатории ИИ Школы дизайна ВШЭ Дмитрий Сошников. - С другой стороны, сейчас есть два способа заставить компьютер что-то делать: программирование и машинное обучение. И важность машинного обучения за последние годы сильно выросла. Поэтому выделение его в отдельный предмет (на стыке математики и информатики), возможно, в перспективе и оправдано. Что мне кажется немного опасным, так это попытки угнаться за модными тенденциями вроде промпт-инжиниринга и экзаменовать такого рода навыки. На мой взгляд, они не являются достаточно фундаментальными для отдельного экзамена или дисциплины, а скорее должны рассматриваться как метапредметные навыки. Кроме того, в этой сфере все меняется очень быстро, так что к моменту утверждения экзамена он может уже устареть.

Отвечает нейросеть

А что "думает" сам ИИ? Нужно ли проверять знания по нему с помощью Единого госэкзамена? Спросили об этом у одной из популярных нейросеток. И вот ответ, причем с двух точек зрения.

Аргументы за:

  • Увеличение востребованности профессий. С развитием технологий, связанных с ИИ, растет потребность в специалистах, обладающих соответствующими знаниями и навыками.
  • Стандартизация образования. Введение ЕГЭ по ИИ может помочь стандартизировать образовательные подходы и повысить уровень подготовки студентов в данной области.
  • Поддержка инвестиций в образование. Это может стимулировать учебные заведения к разработке современных учебных программ и курсов, направленных на изучение ИИ.

Аргументы против:

  • Сложность предмета: искусственный интеллект - это сложная и быстро развивающаяся область, и создание единого экзамена может оказаться трудным из-за разнообразия подходов и технологий.
  • Необходимость практических навыков: ИИ требует не только теоретических знаний, но и практических навыков, что сложно оценить в рамках традиционного единого госэкзамена.
  • Второстепенность в учебной программе: некоторые специалисты считают, что ИИ должен быть частью более широких дисциплин, таких как информатика или математика, а не самостоятельным предметом.