В Театре на Таганке поставили спектакль по мотивам романа "Общага-на-крови"

Роман Алексея Иванова "Общага-на-крови" опубликовали в начале нулевых, но время действия, обозначенное автором, - 1993 год - угадывалось безошибочно. Общага воспринималась как модель замкнутого мира, отрезанного от общества. Было в романе и романтическое понимание молодости, и сопутствующее ему чувство безнадежности, хотя тут скорее подошло бы словечко "безнадеги", от которой героям не скрыться.
В этом спектакле Таганки все действие решено нарочито театрально, вплоть до театрального кабаре.
В этом спектакле Таганки все действие решено нарочито театрально, вплоть до театрального кабаре. / Предоставлено театром

Молодой режиссер Александр Карпушин решил поставить спектакль "Молодость все простит" по мотивам романа как "притчу о блуждающих людях", в которой студенты остаются один на один с миром общаги-на-крови. Здесь комнаты общаги - это театральный зал, почти точно отражающий тот, в котором находятся зрители. Все происходящее нарочито театрально. В прологе Актер (Сергей Трифонов) сообщает зрителям, что умер режиссер. Шевеления занавеса за его спиной наводят на мысль, что смерть Автора, конечно, мнимая, но...

Спектакль разделен на три части: пролог, второй акт (как говорит Сергей Трифонов, "коллективное сочинение") и эпилог (театральное кабаре).

В первом акте мы попадаем на университетскую линейку - кому-то увидится в ней откровенный фарс, кому-то - ироничное воспоминание. На юбилее общежития имени Афанасия Григорьевича Мирко ректор Раиса Чернобровая (Марфа Кольцова с накладными губами) вручает грамоты почетному выпускнику-губернатору (опять Сергей Трифонов) и не менее почетной бабе Юле - комендантше. Появившийся на авансцене Лев Мышкин (Всеволод Кремер), косноязычный студент-теолог, он же Отличник, напоминает о Достоевском: искалеченную мораль героев спектакля здесь пытаются "подлечить" христианской идеей всепрощения, с которой носился герой романа "Идиот". Театральный Мышкин ведет нежный и тонкий разговор с мамой - о доме, людях и природе взросления... В романе Иванова такого не было: мама, хрупкая, но очень стойкая героиня Александры Басовой напутствует сына доверять людям.

Серебристый занавес падает, открывая альтернативный театральный зал, в котором и находится общага. Что означает эта метафора - каждый может додумать сообразно своему вкусу. Во втором акте развеселая компания - алкоголик-идеалист Ванька (Роман Колотухин), негласный староста Игорь (Виктор Степанян) да их девушки - Нелли (Антонина Комиссарова) и Леля (Александра Хованская). С ними Отличник. Ссорятся, кутят, тут есть и свой Гапон - глава студсовета (Владислав Неронов), и некий Ринат (Никита Лучихин)... Лицемерные встречи, поиски индульгенций и покровителей обернутся трагедиями.

Каждый конфликт - как "пан или пропал". Все на нерве. Одна из обитательниц общаги покончила с собой, невольным свидетелем стал Мышкин. И эта смерть срывает с героев маски, обрубает и все связи, и ложные "сцепки" Отличника, и жизнь общаги оборачивается гротескным кабаре, которое ознаменуется судилищем.

"Молодость все простит" становится трагифарсом. Тем важнее разговор мамы с Отличником в финале - о людях, которые привыкли прятать головы в песок, о тех, кто не умеет друг друга прощать даже перед лицом Вечности - "той вечности, где не бывает жалости".