Севастопольский театр оперы и балета показал в Москве "Алеко" Рахманинова

Первый оперный опус - выпускная экзаменационная работа в Московской консерватории 19-летнего Сергея Рахманинова и единственный его шедевр в этом жанре стал премьерой, начавшей творческую летопись самого молодого оперного театра России и единственного на берегу Черного моря.
Ильдар Абдразаков выступил в Москве в ролях Алеко и руководителя Севастопольской оперы.
Ильдар Абдразаков выступил в Москве в ролях Алеко и руководителя Севастопольской оперы. / Предоставлено Севастопольским театром оперы и балета

Если говорить языком официальных документов, то Севастопольский государственный театр оперы и балета учрежден распоряжением правительства России во исполнение Указа президента РФ от 7 мая 2018 года. Сегодня на берегу Александровской бухты близится к завершению роскошное футуристическое здание сложной геометрической формы с витражными фасадами по периметру и открытой террасой, что выдается в сторону моря. Изгибы его силуэта напоминают то ли гребень волны, то ли крыло чайки. Проект знаменитого австрийского архитектурного бюро Coop Himmelb(l)au, чье название можно перевести как "небесное здание". Все очень надеются, что уже в конце 2026 года театр примет первую публику: основной зал рассчитан на 1100 мест, малый - на 200.

Пока же, в ожидании своего будущего дома, театр, как менестрель, путешествует по России, всякий раз приноравливаясь к новым площадкам и городам, но уже создавая свою художественную репутацию. В его репертуаре уже три постановки, которые по традиции сначала представили на Международном фестивале "Херсонес". Это два балета - "Грозовой перевал" на музыку Филипа Гласса по мотивам одноименного романа Эмили Бронте и "Поликушка" - на музыку Сергея Рахманинова по одноименной повести Льва Толстого. Опера пока одна - "Алеко", которую и показали на сцене столичного концертного зала "Зарядье".

Ключевое действующее лицо этого события - художественный руководитель Севастопольского театра оперы и балета - непререкаемая звезда мировой оперы Ильдар Абдразаков, исполнивший и титульную роль, и выступивший в амплуа режиссера-постановщика. Для именитого певца это уже не первая режиссерская работа. Первой была опера Верди "Аттила" на сцене родного Башкирского оперного театра весной 2019 года.

В "Алеко" история запредельной кровавой страсти, воспетой еще Пушкиным, рассказывается динамично и дерзко - языком современного театра. Цыгане, кочующие пестрою толпою, волей режиссера оказываются в начале лихих 90-х - бандитские группировки, шальной бизнес и грязные деньги - реалии той эпохи. И кони, конечно, железные, а драки стенка на стенку на музыку Рахманинова происходят в хип-хоп стиле (хореография Анастасии Чередниковой и Брайэна Опоку). Табор живет в полуразрушенной, разрисованной надписями хрущевке (сценограф - Екатерина Малинина) на злачной окраине, что есть в любом городе мира.

В "Алеко" история запредельной кровавой страсти, воспетой еще Пушкиным, рассказывается динамично и дерзко - языком современного театра. Фото: Евгений Евтюхов / Севастопольский государственный театр оперы и балета

На увертюре в изящной (на эмоциональном контрасте) эстетике немого кино представляется как бы предыстория встречи главных героев. Бандитская компания - в ней верховодит Алеко, но, встретив свободолюбивую Земфиру, он влюбляется, защищает ее от притязаний мерзавцев и затем бросает ради нее "неволю душных городов" и отправляется к цыганам. Так он становится, казалось бы, своим среди чужих и воплощением рока - силы судьбы.

В определенном смысле этот спектакль - акт дружбы: в ожидании своего нового дома театр еще не собрал свою труппу

Земфира (Анастасия Сагайдак) уже в другого влюблена и ищет счастья в объятьях молодого цыгана (Иосиф Никитенко). Алеко поет свою гениальную каватину, вспоминая, "Как она любила!.. Как часто милым лепетаньем, упоительным лобзаньем задумчивость мою в минуту разогнать умела!"… Сильный, глубокий, проникновенный голос Ильдара Абдразакова восхищает, завораживает, но задает такую профессиональную высоту, которой трудно соответствовать его коллегам по сцене.

Впрочем, пока что это простительно, ибо во многом Севастопольский театр еще не собрал свою команду. У него нет еще ни своей труппы, ни хора, ни оркестра, ни главного дирижера. И в определенном смысле этот спектакль - акт дружбы. В постановке принимают участие приглашенные солисты, Московский государственный симфонический оркестр (за дирижерским пультом - Иван Рудин) и хор Государственной академической капеллы имени Юрлова (худрук - Геннадий Дмитряк).

За дирижерским пультом - Иван Рудин. Фото: Евгений Евтюхов / Севастопольский государственный театр оперы и балета

Ильдар Абдразаков решил вернуть "Алеко" пронзительный пушкинский финал.

В этой постановке он, узнав об измене, не лишает жизни Земфиру. Она сама совершит самоубийство. Но табор все равно прогонит его. Старый цыган (Алексей Тихомиров) поучительно объясняет: "Мы не терзаем, не казним… Но жить с убийцей не хотим". Алеко, прошедший путь от любви к одиночеству через предательство и истерзанный своей гордыней, наказан изгнанием: чувство мести не должно, не может быть сильнее чувства любви.

Кстати

Севастопольский театр оперы и балета готовится к ответственным гастролям в Санкт-Петербурге. 11 и 12 ноября на исторической сцене Мариинского будет показан драмбалет "Поликушка". А 3 декабря уже на Новой сцене Мариинки дадут сразу два представления оперы "Алеко": в заглавной партии, конечно же, Ильдар Абдразаков, а за дирижерский пульт симфонического оркестра Мариинского театра оба раза встанет Валерий Гергиев.