В Воронеже поставили новую пьесу о "системном сбое" в человеке

Спектакль "Глитч", где герои периодически отключаются и зависают, как компьютеры, проваливаясь в грезы или бездны тоски, вошел в репертуар центра культуры и искусства "Прогресс". В нем заняты ведущие воронежские актеры.
Андрей Парфёнов / РГ

Сюжетные линии, на первый взгляд не связанные друг с другом, переплетаются в финале. В кафе "Неверленд" сбываются все мечты - хоть о грин-карте, хоть о партнере для брака, хоть о загадочном Эльдорадо.

В основе постановки известного режиссера Михаила Бычкова - одноименная пьеса в трех частях, написанная также в Воронеже. Автор Раиса Ждан определила ее как "новеллы о поисках счастья". Каждая история связана с каким-то сбоем в привычном для персонажей ходе жизни. Название позаимствовано из компьютерной терминологии: глитч - системная ошибка, требующая перезагрузки.

"Скромный американец" (Камиль Тукаев), который много лет пытается выиграть в лотерее гражданство США, продает старую квартиру с надеждой вот-вот перебраться за океан. Актер тонко балансирует, рисуя фанатично увлеченного своими мечтами мужчину, который все про себя, кажется, понимает, но никогда в этом не признается. Он то и дело прихлебывает коньяк из фляжки, поддерживая тот градус, при котором боль не так слышна.

Юноша и девушка (Анастасия Павлюкова, Константин Гунькин) мчат куда-то по ночной трассе в дождь, спасаясь от невидимой погони или внутренней тревоги. Они не понимают ни друг друга, ни себя, будущее - туман, разговоры бессвязны до той степени, когда в пьесе можно написать просто "Реплика. Реплика. Реплика"…

Уставшие от неудач клиенты брачного агентства из последних сил пытаются разбудить в себе романтиков. Она кошатница, он собачник: Наталья Шевченко и Юрий Овчинников в каменными лицами разыгрывают уморительную сцену встречи двух одиночеств. Вопреки всему, им повезет - в самом деле, не может, чтобы не повезло, если свидание назначено в "Неверленде"…

Современные драматурги настойчиво ищут язык и форму, способные выразить новое ощущение времени и себя в нем. Мир бьется в конвульсиях, человек пытается жить так, как будто ничего не поменялось. Все ускользает, ничего не ясно. И говорить об этом прямо не то чтобы боязно - непонятно, как.

Михаил Бычков делает так, чтобы экзистенциальная драма читалась между строк. Герои "Глитча" говорят зрителю, друг другу и самим себе о чем угодно, кроме своей боли. Они рассуждают о погоде в Мичигане и псах породы пагль, о разнице между гуманитариями и технарями, сосредоточенно выбирают бифштекс и напитки, участвуют в розыгрышах и танцуют под песенку, где фигурирует мистический "Джо-Глаза-Из-Ваты". Но напряжение, которое заставляет их периодически замирать и терять нить разговора, по-видимому, может быть снято лишь в волшебной "Нетландии".