"Орлеанская дева" возвращается в Москву

В столичном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко репетируют "Орлеанскую деву" Чайковского. Этой премьерой, которая состоится 28 ноября, театр продолжает свой курс на знакомство публики с менее известными сокровищами русской оперы.
Сергей Родионов/пресс-служба МАМТ

"Орлеанская дева" встанет в один ряд с такими премьерами последних лет, как "Русалка" Даргомыжского и "Не только любовь" Щедрина. В наступившем сезоне театр представит и еще одну знаковую русскую оперу - "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича в постановке Александра Тителя и дирижера Федора Леднева.

В преддверии премьеры "Орлеанской девы" режиссер-постановщик Александр Титель делится своим видением оперы: "Мы стремимся сочетать в спектакле элементы "театра представления" и "театра переживания", как, собственно, и заложено в партитуре. Не отказываясь от пафоса, но наполняя его конкретным драматическим содержанием. Важно интонировать сегодняшний контекст, связать моменты мистериальности, заложенные в либретто и музыке Чайковского, с современным восприятием. Наша цель - создать единый художественный сплав, одновременно эффектный и правдивый".

В центре оперы - трагический образ Иоанны, воплощающей силу духа и самопожертвования. В ней сочетается одновременно лирическое начало и безграничное мужество, верность своему долгу, суровый исторический контекст - с мистическим экстазом и жаждой жизни. "Орлеанская дева" стала итогом развития психологической драмы в творчестве Чайковского.

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Кристиан Кнапп подчеркивает особую роль оркестра в этой опере: "В "Орлеанской деве" оркестр - это не просто аккомпанемент, это полноправный участник драматического действия. Это симфоническое произведение, где оркестр играет богатый, насыщенный материал, и мы должны быть гибкими, чутко реагировать на происходящее на сцене, поддерживать исполнителей. Именно в этом заключается уникальность театра Станиславского и Немировича-Данченко - в органичном сочетании режиссерского замысла, драматургии и музыкальной ткани оперных постановок".

Заглавную партию репетируют Лариса Андреева, Екатерина Лукаш и Анна Загородняя. В спектакле задействованы ведущие артисты театра - Андрей Батуркин, Антон Зараев, Станислав Ли, Евгений Качуровский, Чингиз Аюшеев, Мария Макеева и другие, в том числе молодые артисты и участники стажерской программы МАМТ. В партии Архиепископа на сцене МАМТ дебютирует Ливей Хоу.

В основе сценографического решения - грандиозная лестница, занимающая практически весь планшет сцены. Уникальным элементом сценографии станут управляемые панели, создающие динамику и меняющие пространство. Важную роль в создании атмосферы спектакля играют костюмы, воссоздающие дух XV века. Художник стремился к исторической достоверности, ориентируясь на средневековые миниатюры и хроники, чтобы передать крой, цвет и фактуру костюмов эпохи. "Мы попытались выразить свое ощущение от этой великой музыки, и нам показалось, что она очень соотносится с прекрасными образцами французской миниатюры, которая хороша и сама по себе, и как иллюстрация к замечательным книгам эпохи", - говорит художник-постановщик Владимир Арефьев.

Масштабные хоровые сцены - неотъемлемая часть партитуры. Под управлением Станислава Лыкова хор раскрывает всю палитру эмоций: от скорбных молитв до яростных призывов к оружию, подчеркивая трагический масштаб происходящих событий. "Опера "Орлеанская дева" - хоровая. Крестьяне, рыцари, придворные, ангелы - все это хор. И артисты не просто поют и участвуют в процессе - они постоянно находятся в самой гуще событий, обеспечивая единство музыки и действия", - считает главный хормейстер МАМТ Станислав Лыков.

После первого блока премьерных показов 28, 29 и 30 ноября следующий блок показов "Орлеанской девы" пройдет 28 и 29 января 2026 года.