Как добровольное страхование самозанятых скажется на плательщиках НПД

Налог на профессиональный доход - это удобный и выгодный формат взаимодействия с налоговыми органами и государством. Самозанятость позволяет официально зарегистрировать свою деятельность, приносящую доход. Однако в отличие от граждан, работающих в компаниях по трудовому договору, самозанятые лишены социальных гарантий. Но эта ситуация может измениться в скором времени.

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, предлагающий провести эксперимент по добровольному вступлению самозанятых граждан в систему обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности. Это позволит самозанятым получать пособие по болезни при условии добровольной уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования России.

Для Петербурга это особенно актуально, поскольку большое количество горожан работают как самозанятые. Так, по итогам 2024 года в Северной столице насчитывалось порядка 600 тысяч плательщиков налога на профессиональный доход. И эта величина прогрессирует: в 2022 году количество самозанятых составляло 430 тысяч человек.

Самозанятость, как правило, характеризуется нестабильностью доходов и низкими заработками. Поэтому дополнительные гарантии и поддержка от государства всегда положительно сказываются на такой категории налогоплательщиков. Внедрение добровольного страхования повысит уверенность самозанятых и снизит уровень стресса у людей, улучшит продуктивность труда, а также повысит конкуренцию в сфере и увеличит качество услуг, предоставляемых населению.

Предполагается, что плательщик будет выбирать сумму за месяц, исходя из которой ему будет произведен расчет в случае нетрудоспособности, и ежемесячно уплачивать 3,84 процента от такой суммы. При страховой сумме 35 тысяч рублей пособие составит от 14 700 до 35 тысяч рублей, при 50 тысячах - от 21 до 50 тысяч рублей. Таким образом, самозанятому выгодно выплачивать такие взносы, если он болеет хотя бы раз в два года.

Если говорить о трудностях, которые могут возникнуть при внедрении добровольного страхования, то самым большим риском является распространение данной информации среди населения. На мой взгляд, имеет большой смысл распространять данную информацию в информационных рассылках, указывать ее дополнительно в кабинете налогоплательщика. Кроме того, нужно правильно донести до населения в цифрах и статистике, почему для них это выгодно (а для большинства это действительно выгодно), тогда у населения будет желание уплачивать страховые взносы.

Сейчас готовность самозанятых участвовать в программах добровольного страхования сложно оценить статистически. Как правило, это комплексная зависимость, основывающаяся на личности налогоплательщика. Давно подтверждено, что более молодое поколение более открыто к новациям и с большой охотой будет применять те или иные положительные нововведения в налоговой сфере. Старшее поколение, напротив, с настороженностью относится к любым изменениям и скорее не будет готово вносить дополнительные денежные средства в государственную казну.

Если правительство сумеет убедить население в целесообразности добровольного страхования, оно сможет значительно повысить уровень социальной защищенности плательщиков и создать основу для развития института самозанятости.

СЗФО