
Нина, вы известны в Прикамье как режиссер-документалист и, хотя много лет работаете в пенитенциарной системе, к судьбе осужденных никогда не обращались. Почему решились сейчас?
Нина Изотова: Я хотела разобраться, может ли человек начать новую жизнь без оглядки на прошлое и стать полноправным членом общества, несмотря на клеймо убийцы.
Мне не раз приходилось слышать от подруг и знакомых о домашнем насилии или постоянном моральном прессинге в семьях, где когда-то все было хорошо. По долгу службы я часто посещаю колонии по всему Пермскому краю и однажды выяснила: практически каждая вторая женщина, отбывающая наказание за убийство, лишила жизни супруга или сожителя за то, что длительное время подвергалась издевательствам с его стороны. Нередко этот ужас длился годами.
Я подняла статистику, изучала информацию. Оказалось, почти все женщины, осужденные за подобные преступления, сталкивались с жестокостью. При этом многие супружеские пары производили впечатление примерных семьянинов, и никто со стороны даже не догадывался: за порогом их дома царит настоящий ад.
Я задалась вопросом: в какой период отношений между мужчиной и женщиной происходит перелом, который проводит черту между счастьем и тиранией?
О чем были ваши предыдущие работы?
Нина Изотова: Первый документальный фильм я сняла в 2010 году в качестве курсовой работы в университете. "ПоТемки" - о 11-летнем незрячем мальчике Артеме, живущем в школе-интернате. Тогда я впервые взяла в руки камеру, которую специально купила. Снимала в течение нескольких месяцев, а затем училась монтировать. В том же году стала победителем кинофестиваля "Радуга Прикамья", а в следующем была отмечена в номинации "Будущие профессионалы" международного фестиваля "Флаэртиана-2011". Так я поняла: в этом деле у меня есть потенциал.
С тех пор более десяти лет самостоятельно работаю как режиссер, оператор и монтажер и сняла четыре фильма. Немного, но документальное кино, как правило, требует длительного наблюдения за героем.

Я стараюсь находить интересных людей и поднимать остросоциальные проблемы. К примеру, лента "На отшибе" - о многодетной нуждающейся семье, единственных жителях практически вымершей деревни, "План Б" - о рок-музыканте, прикованном к инвалидному креслу и страдающем от одиночества. Он мечтает хоть раз снова выйти на сцену.
Документальное кино, на мой взгляд, должно заставлять зрителя задуматься. В этом его отличие от игрового, где все придумано, даже если сценарий написан на основе реальных событий.
Как вы отыскали героиню "Нечужих"?
Нина Изотова: Обычно я иду от героя к теме, но в данном случае получилось наоборот - разработала концепцию и уже под нее искала героиню. Поиски заняли почти три месяца. Осужденных с похожей судьбой очень много, но мне было важно рассказать не бытовую историю, начинающуюся с пьяного застолья, а создать собирательный образ таких женщин из абсолютно нормальных семей. Кстати, большинство женщин и детей, страдающих от насилия в семье, стараются скрыть информацию о нем от близких, друзей и коллег. У нас стыдно в таком признаться, не принято выносить сор из избы. А еще я часто слышала: бьет - значит любит.
В общем, остановилась я на Кристине. Она действительно пережила ад. Муж постоянно издевался над ней, но неоднократные попытки сбежать всегда были безуспешными. Да и вообще абьюзеры по своей натуре - неплохие психологи и манипуляторы. Тем, кто никогда не жил с деспотом, это трудно понять, а многие и вовсе говорят: сама виновата. Последней каплей стало то, что муж подвесил Кристину к потолку и семь часов измывался: тушил об нее окурки, резал шею и голову ножницами, тыкал иголками. А потом снял, жестоко избил, сломав ребра и руку, и достал нож. Тогда Кристина не выдержала и, перехватив его, совершила преступление, за которое более десяти лет провела в колонии.
Во время съемок, когда она рассказывала о своей жизни, у нас буквально волосы на голове шевелились от ужаса. Мы всей съемочной группой переживали за нее, когда решался вопрос об условно-досрочном освобождении. Узнав о положительном решении, ревели вместе с Кристиной.
В колонии мы снимали героиню на протяжении полугода, в день освобождения ловили каждую ее эмоцию. И на свободе в течение примерно двух лет зафиксировали немало трогательных моментов: первую встречу с детьми и внуками, как она учится пользоваться мессенджерами и соцсетями, трудоустраивается и исполняет свою мечту, о которой постоянно говорила в заключении: Кристина обзавелась собственным жильем и собакой, ставшей ей верным другом.
Кстати, в фильме мы показали первый в России реабилитационный центр "Нечужие", который открылся в Перми и помогает в социализации таким женщинам, как Кристина. Отсюда, собственно, и название нашей картины, оно многогранно. Люди достаточно агрессивно реагируют на женщин - бывших заключенных, причем подобное происходило даже во время съемок: люди, живущие по соседству с реабилитационным центром, на полгода лишили его доступа к электричеству, теплу и воде. Женщинам пришлось всю зиму провести без отопления и при свечах, за водой ходить на колонку.
Нина, чувствуете ли вы, что сделали хорошее дело? Как друзья, родные, руководство относятся к увлечению кинематографом?
Нина Изотова: Пока такого ощущения нет. Возможно, оно возникнет, когда фильм покажут в различных городах и странах и он действительно привлечет внимание к проблеме. Кино должно воздействовать на зрителя, менять его сознание, помогать что-то переосмыслить. Если, к примеру, нашу картину посмотрит освободившийся из мест лишения свободы человек, он поймет: шанс изменить ситуацию к лучшему есть. А если это женщина, находящаяся в абьюзивных отношениях, она наконец осознает, к чему они могут привести, и решит вовремя уйти, преодолев страх. И мы очень надеемся, что широкое освещение темы домашнего насилия приведет к каким-то изменениям и на законодательном уровне, и в целом в обществе.
Кстати
"Нечужие" снимали при поддержке Союза кинематографистов РФ, Фонда поддержки регионального кинематографа и Пермской кинокомиссии. Вместе с Ниной Изотовой над фильмом работали продюсер Юрий Цодикович, оператор Лиза Попова, режиссер монтажа Ольга Бадина, звукооператор Анастасия Михалко и композитор Геннадий Широглазов.