В Калининграде на площадке Музея Мирового океана пройдут "Корабельные чтения"

Уникальный научно-просветительский фестиваль "Корабельные чтения" проведут 13 и 14 ноября на набережной Петра Великого в Калининграде. Главной темой дискуссионной площадки в этот раз станут корабли-музеи и их сохранение. О подготовке к мероприятию, его участниках, двухдневной образовательной и культурной программе, а также о взаимодействии с коллегами рассказала президент Музея Мирового океана Светлана Свивкова.
Светлана Сивкова: Одна из главных целей "Корабельных чтений" - это обмен профессиональным опытом
Светлана Сивкова: Одна из главных целей "Корабельных чтений" - это обмен профессиональным опытом / Пресс-служба Музея Мирового океана

Светлана Геннадьевна, фестиваль будут проводить в Калининграде третий раз подряд. С чего началась его история?

Светлана Сивкова: Действительно, чтения проводятся с 2023 года. Так получилось, что за время работы у музея появилось очень много друзей и партнеров. В частности, нас связывают теплые отношения с Объединенной строительной корпорацией (ОСК). Дружба завязалась не на пустом месте: мы ведь и сами являемся, по сути, кораблем-музеем. Поэтому возникла идея по созданию дискуссионной площадки, где можно обсудить все насущные вопросы, касающиеся нашей отрасли.

Формат "Корабельных чтений" мы придумали совместно с известным общественным деятелем, поэтом-песенником Джахан Реджеповной Поллыевой. В рамках первого фестиваля мы читали стихи, организовывали тематические выставки, делились профессиональным опытом. Он стал настоящим праздником корабелов.

В чем особенность "Корабельных чтений" этого года?

Светлана Сивкова: Программа будет насыщенной. В первый день фестиваля, 13 ноября, мы поговорим о методиках сохранения кораблей-музеев и создании на их борту экспозиций. Это очень важная тема.

Сложно поверить, но 35 лет назад мы были практически единственным музеем, экспозиция которого располагалась на настоящем научно-исследовательском судне. Речь идет, конечно, о нашем знаменитом "Витязе". В этом отношении конкуренцию мог составить разве что легендарный крейсер "Аврора" в Санкт-Петербурге.

Сейчас интерес к музейным судам и кораблям растет. Появилось много объектов, в создании которых мы принимали непосредственное участие. Один из них - ледокол "Ленин". Музей Мирового океана стоял у истоков сохранения подводной лодки, которая сейчас находится в военно-морском центре в Москве. Помогали создавать музей на подводных лодках в Вытегре и Севастополе.

Еще одна особенность первого дня фестиваля - сбор капитанов музейных судов. Они особые люди, поскольку помогают сохранять эти объекты и одновременно подчиняются всем требованиям Морского и Речного регистров. Капитаны расскажут, как сохранить корпус корабля и обеспечить его безопасность с учетом большого количества посетителей и экскурсионных групп.

Фестиваль этого года удивит не только научно-просветительской, но и культурной программой Фото: Пресс-служба Музея Мирового океана

Наверняка речь пойдет не только о создании и сохранении кораблей-музеев, но и об их наполнении?

Светлана Сивкова: Да, конечно. Этому будет посвящен второй день "Корабельных чтений", где речь пойдет об экспедициях парусников, научных и промысловых судов. Мы получили довольно большой отклик от коллег: кто-то будет присутствовать на фестивале лично, кто-то присоединится в режиме онлайн-конференции. Они поделятся результатами экспедиций и расскажут, как результаты этих трудов можно представить в нашем новом корпусе "Планета Океан".

По сути, каждое экспедиционное судно может предоставить свои материалы, чтобы они в дальнейшем экспонировались на наших площадках.

Завершится программа фестиваля встречей "Корабли в искусстве": послушаем живую музыку, прочитаем стихи, покажем интересные фильмы о судьбе морских судов.

Можете приоткрыть завесу тайны и рассказать, кто приедет в Калининградскую область на "Корабельные чтения"?

Светлана Сивкова: Многие из наших друзей и многолетних партнеров будут присутствовать на мероприятии и поделятся накопленным опытом. Однозначно ждем представителей Института океанологии, экипажи знаменитых парусников "Седов" и "Крузенштерн". Придет наше любимое судно из Петербурга "Юный балтиец". Надеемся увидеть коллег с ледокола "Ленин" и из Центрального военно-морского музея.

Вы уже упомянули, как консультировали коллег по созданию музейных судов. Расскажите подробнее об этой работе.

Светлана Сивкова: Знаете, у нас есть отрицательные примеры, когда приходили люди и говорили, что они хотят открыть музей на корабле. Поначалу они были очень активными. Однако когда мы разъяснили, что нужно будет подчиняться жестким правилам Морского и Речного регистров, проходить регулярные инспекции, проводить раз в пять лет докование, осматривать корпуса кораблей, палуб, механизмы и многое другое, то энтузиазм сходил на нет. Это колоссальная и дорогостоящая работа. Недостаточно просто пришвартовать корабль или поставить его к стенке, закрыв на ключ. За всей этой историей пристально следит государство. Контроль жесточайший, и это правильно.

Много вопросов было по экипажам кораблей-музеев: какой штат и должности необходимы, как нести вахту, что предусмотреть в экспозиции, как и какими группами происходят осмотры. На каждый из них старались дать максимально подробный и развернутый ответ.

Много писали в поддержку проекта по сохранению атомной подводной лодки К-3. В то время очень помогла Морская коллегия, членом которой я тогда являлась. Нам также удалось спасти научно-исследовательское судно "Виктор Пацаев" и единственный сохранившийся в стране плавучий маяк "Ирбенский", которые сегодня стали частью экспозиции Музея Мирового океана.

История Музея Мирового океана началась с научно-исследовательского судна "Витязь" Фото: Пресс-служба Музея Мирового океана

На ваш взгляд, стоит ли спасать все суда?

Светлана Сивкова: Не думаю. Сохранение кораблей - это очень дорогое удовольствие. Спасать следует суда, которые совершили значимые научные открытия в области изучения Мирового океана, являлись непосредственными участниками военных сражений либо представляют собой уникальные примеры кораблестроения, аналогов которым не существует.

Например, наш "Виктор Пацаев" - это последнее судно космической связи. Больше таких нет. Легендарный "Витязь" совершил массу научных открытий за время своей работы. Крейсер "Аврора" в Санкт-Петербурге являлся участником исторических событий, а его конструкция уникальна.

Маяк "Ирбенский" долгое время находился в Ломоносове, а затем в Кронштадте, и никто не хотел его ремонтировать. Когда состояние судна стало критическим, мы забрали его себе и восстановили.

Корабли - они как люди: живут, рождаются, умирают, но только самые достойные остаются навечно в нашей памяти.

Кстати

В следующем месяце Музей Мирового океана не только проведет "Корабельные чтения", но и станет площадкой для всероссийского Географического диктанта. Все желающие смогут написать его 30 ноября с 11.00 до 14.00. Музей предусмотрел пять площадок: конференц-зал в образовательном центре "ОКЕАНиЯ" (набережная Петра Великого, 1в), Морской выставочный центр (город Светлогорск, улица Ленина, 11), маяк в поселке Заливино (переулок Береговой, 1). Диктант будет состоять из 40 вопросов, разделенных на две части в зависимости от уровня сложности.

- Россия - великая морская держава: у нас есть выход к трем океанам и 13 морям. Для нас Географический диктант является особым мероприятием в силу специфики музея, поэтому надеемся, что в нем примут участие максимально возможное число организаций и жителей Калининградской области, - подчеркнула президент Музея Мирового океана Светлана Сивкова.

Реклама, 0+, ФГБУК "Музей–заповедник "Музей Мирового океана", ИНН 3906027695
erid: F7NfYUJCUneTTTWpUQ1o