Классика против тик-тока

Можно ли заинтересовать современных детей оперой?
В Новосибирске прошла всероссийская конференция "Опера - детям". Как увлечь ребенка оперой и оторвать от гаджетов? Каким должен быть детский репертуар? Почему оперу для детей ставят всего несколько театров в стране? Эти и другие вопросы обсудили композиторы, преподаватели и представители театров.
Родители охотно приводят детей в
НОВАТ на оперы по сказкам Пушкина
Родители охотно приводят детей в НОВАТ на оперы по сказкам Пушкина / Виктор Дмитриев/НОВАТ

Новосибирский зритель - как юный, так и взрослый - знает, любит и ходит на оперные спектакли, поставленные для детей. В афише Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ) за последнее время появилось более десятка таких постановок - успешным стал просветительский цикл "Пушкиниана", в рамках которого поставлены оперы "Сказка о рыбаке и рыбке" композитора Александра Кулыгина, "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" Виктора Плешака, "Сказка о царе Салтане" Николая Римского-Корсакова.

С инициативой ввести в репертуар театра оперы для детей выступил главный режиссер НОВАТа, и. о. ректора Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки Вячеслав Стародубцев. Ему же принадлежит идея проведения конференции. Поддержку мероприятию оказали Союз театральных деятелей (СТД) России и Новосибирская консерватория.

- Пополнение детского репертуара - это стратегическая задача, как мне кажется, для каждого театра. Мы понимаем, что произведения для детей должны нести разумное, доброе, вечное. И нам надо разобраться, как найти и музыкальный, и драматургический материал в нашем культурном пространстве для написания новой оперы. Это направление обязано существовать и развиваться, потому что дети - это наши будущие зрители, и те культурные, традиционные ценности, которые мы сейчас закладываем, - это наш вклад в будущее, в будущее репертуарной политики, в будущее воспитания нового зрителя, - подчеркнул заслуженный деятель искусств РФ Вячеслав Стародубцев.

В этом году впервые в театральной премии "Золотая маска" появилась номинация "Лучший детский спектакль" - эксперты и жюри выбирают постановки среди музыкальных театров и театров кукол. На конференции "Опера - детям!" объявили о проведении одноименного всероссийского конкурса для молодых композиторов, учрежденного Центральным аппаратом СТД РФ. К участию приглашены композиторы в возрасте до сорока лет. Лауреат получит 300 тысяч рублей и рекомендации СТД РФ к постановке оперы в музыкальных театрах страны. Подать заявку на участие можно до 30 ноября 2025 года. Организаторы сообщили, что не ставят никаких рамок композиторам - ни жанровых, ни стилистических.

- Надеемся, что заявок будет много, и мы найдем новые, свежие, яркие имена, которые будут заниматься детской оперой, - заметил Вячеслав Стародубцев.

- Молодые композиторы есть. И они пишут. Оперные произведения звучат у нас, в Московском доме композиторов. Уже двенадцать лет мы проводим международный конкурс композиторов и аранжировщиков имени Исаака Дунаевского, организуем лаборатории для молодых композиторов, у нас появляются коллаборации - молодые композиторы и вокалисты. Молодежь этим горит, им важно быть услышанными, чтобы по их произведениям ставили спектакли. Это лучшая награда и мотивация, - отметила художественный руководитель Международного вокального центра "Сольвейг" при Московском доме композиторов Радомира Красавина.

Эксперты отмечают, что опера - сложный жанр, и большая редкость, когда рождается произведение интересное детям. При этом, оперу для детей нельзя упрощать. Участники конференции вспомнили высказывание, которое приписывают режиссеру Константину Сергеевичу Станиславскому: "Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее". Постановка детского репертуара ничуть не легче и не дешевле обычного формата. И многие театры не готовы за это браться. К тому же не у всех есть две сцены - большая и малая, а ставить спектакль для детей на основной сцене вряд ли рентабельно.

Заслуженному деятелю искусств России, композитору Ефрему Подгайцу пришлось ждать постановки своей оперы 45 лет. Впервые он занялся детским репертуаром, когда его дочь увлеклась сказкой "Алиса в Стране чудес", папа написал оперу "Алиса в Зазеркалье". Когда родилась вторая дочь, он подарил ей оперу по мотивам "Дюймовочки". Однако со сцены оба произведения впервые прозвучали только в 2023 и 2024 годах, их постановку осуществил екатеринбургский театр "Урал Опера Балет". Спектакли пользуются большой популярностью у зрителей.

Фото: Виктор Дмитриев/НОВАТ

- Все мои знакомые и друзья крутили пальцем у виска - мол, что ты делаешь? Огромные сочинения - и... в никуда. Но я дождался их постановки. Ждать пришлось долго, - сказал Ефрем Подгайц. - Сложно тем, кто берется за оперу. Важно помочь, сориентировать, провести молодых композиторов по этому пути. Они будут писать, если появится уверенность в том, что произведение исполнят и представят зрителю.

- Три года назад в рамках премии "Онегин" мы учредили номинацию "Событие. Дети", ожидая, что оперные театры России будут ставить детские спектакли и участвовать в конкурсе. Но за это время только два театра - "Урал Опера Балет" и Новосибирский театр оперы и балета - прислали заявки. К сожалению, театры не так часто обращаются именно к детскому репертуару, - заметил музыкальный критик, ответственный секретарь национальной оперной премии "Онегин" Дмитрий Изотов.

Он напомнил, что как раз благодаря конкурсу "родился" репертуарный хит - мюзикл Владимира Баскина "Кошка, которая гуляла сама по себе". Впервые при поддержке СТД он был поставлен в Свердловском театре музыкальных комедий, а впоследствии - в Новосибирском музыкальном театре.

Аналогичного эффекта ждут от конкурса "Опера - детям!".

А готов ли юный зритель вместо просмотра видеороликов на тик-токе идти на оперу, которые требуют большой концентрации и порой непонятны даже на родном языке? Дмитрий Изотов считает, что вопрос как раз в том, чтобы не заставлять детей слушать классическую музыку, а заинтересовать ею. Это достаточно серьезная проблема.

- Должен ли меняться музыкальный язык в детской опере? Есть ли там место для электроники, ритмов, поп и рок-культуры? Или классическая основа - это нерушимый фундамент? Как сделать - и вообще нужно ли делать - оперу и оперный музыкальный язык актуальным, приближая его к современной цифровой действительности? - задал тон обсуждению Вячеслав Стародубцев.

Председатель приемной комиссии Союза композиторов Москвы, доцент музыкально-педагогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова Михаил Броннер уверен, что композитор для детей должен писать тем же языком, на котором пишет всегда.

- Ничего особого придумывать не надо. Кто такой композитор? Это Моцарт, Прокофьев, Бах, а не те, кто пытается писать что-нибудь простенькое. Кстати, маленьким детям очень нравится грустная, печальная музыка Генделя или Моцарта. Дети не любят среднее: им надо либо очень грустно, либо весело, ярко, как у того же Моцарта - композитора, в чьих произведениях широчайший диапазон: от совершенно невероятной трагедии до искрящегося веселья. И, конечно, композиторам и всем, кто работает в театре, нужно понимать, что оперы должны быть разными для разного возраста - совсем маленьких детей или подростков, - высказался Михаил Броннер, написавший двенадцать опер для детской аудитории.