Эту тенденцию в ходе опроса выявила онлайн-платформа для поиска вакансий и подбора персонала SuperJob. Аналитики утверждают, что 28 процентов россиян надеются на то, что основным источником их дохода в пенсионном возрасте будет работа или подработка. На государственную пенсию уповают 23 процента. Личные сбережения будут использовать 14 процентов. О средствах, вложенных в негосударственные пенсионные фонды, как об основном источнике дохода говорили три процента опрошенных. Помощь детей практически не рассматривается - лишь один процент. И один из четырех ответить на этот вопрос затруднился.
Предприимчивые южане полагаются на себя чуть больше, чем в среднем в стране. Да и тех, кто не знает, на что будет жить, среди наших земляков поменьше.
При этом сегодня финансовая поддержка родителей распространена довольно широко: 22 процента помогают постоянно, 36 - время от времени, по необходимости, восемь - изредка. Лишь 12 процентов не помогают представителям старшего поколения и не получают помощи от них, а 16 процентов признались, что родители помогают им.
- В нашем менталитете помощь родителям прочно закреплена, но даже самые основательные установки могут трансформироваться, - считает кандидат экономических наук ЮФУ Юрий Пономарев. - Те, кто сегодня работает, родителям помогают, а вот сами на такую поддержку уже не рассчитывают. Еще в 2017 году, по данным Аналитического центра Национального агентства финансовых исследований, доля оптимистов, полагающихся на детей, составляла около 34 процентов. Раньше - еще больше. А сейчас только один процент. Аргумент сегодняшние труженики приводят следующий: "У подавляющего большинства молодых людей с детьми не будет возможности нам помогать. Во-первых, только одна ипотека вытягивает огромную часть семейного бюджета. Во-вторых, высокая занятость. Молодежь вынуждена крутиться как белка в колесе. А когда все разрулят, помощь уже нужна им".
Люди, которым сейчас от 35 до 40 лет, эти выводы подтверждают.
- У меня установлен автоматический платеж родителям. Так же поступает и мой брат. Пенсия у отца и мамы средняя, других доходов нет, и не поддерживать их финансами - равно обречь на очень небогатую жизнь. Мы помогаем, потому что есть возможность, - поделилась веб-дизайнер Ольга Рязанова, работающая в крупной ИТ-компании. - Но дочь поддерживать меня не сможет. Думаю, что поколению наших детей придется работать в более сложном мире, чем нам.
Кстати, по данным Социального фонда РФ на 1 июля 2025 года, государственная пенсия по старости составляет 25 тысяч рублей. И это меньше, чем хотелось бы пенсионерам. Достойной выплатой россияне считают 49800 рублей в месяц.
Активное население уже сейчас не надеется на будущую пенсию. Почему? Люди сомневаются в надежности системы. Возможно, поэтому большинство (77 процентов) не разбирается в формировании своих пенсионных накоплений и не проявляет к этой теме интереса. Они пытаются самостоятельно выстраивать финансовую безопасность. К тому же изменилось отношение к понятию "старость": граждане готовы работать дольше, чтобы сохранить привычный уровень жизни и финансовую независимость.
Согласно исследованию hh.ru., соискатели старше 55 лет за первые восемь месяцев 2025 года разместили более 413 тысяч резюме, что на треть больше по сравнению с 2024-м. Поменяли отношение к старшему возрасту и работодатели. В последние годы на фоне структурных изменений на рынке труда, нехватки кадров в ряде отраслей они охотнее привлекают пенсионеров и предпенсионеров. Особым спросом, независимо от возраста, пользуются носители уникального опыта и знаний.
- В крупных ИТ-компаниях есть супердеды, которым платят хорошую зарплату, а к работе привлекают, когда коллектив заходит в тупик. Говорят, они начинали, когда еще все учили бейсик. Текучка им неинтересна. Но в мертвой точке именно супердед придумает выход, потому его положение нерушимо, - рассказала Ольга Рязанова.
И здесь - главный вопрос. Сколько россиян в пожилом возрасте будут носителями таких знаний и как попасть в их число?