
Пункты выдачи заказов сегодня можно найти в любых населенных пунктах страны. В мегаполисах они стали обязательным элементом городской среды и для новых ЖК, и для старых районов. Предприниматели все чаще снимают смежные помещения, чтобы открыть ПВЗ сразу двух-трех маркетплейсов. Как правило, их обслуживают одни и те же сотрудники, что снижает расходы на зарплату персонала и увеличивает прибыльность этого бизнеса.
Для владельцев коммерческих площадей арендаторы под ПВЗ стали желанными клиентами. Во-первых, потому, что готовы снимать помещения малого метража, без витрин и проходного трафика - достаточно голых стен внутри и наличия жилой среды вокруг. Они не требуют дорогостоящего ремонта и не предъявляют жестких условий к планировке. А во-вторых - потому, что могут платить за метры больше, чем классические арендаторы - магазинчики, кафе, пекарни, мастерские и так далее. "Для собственников это означает стабильный доход и быструю сдачу", - объясняет руководитель агентства AVG Недвижимость Анна Гусева.
А для тех, кто уже занимает коммерческие площади, ищет доступные варианты или просто живет по соседству, экспансия маркетплейсов оборачивается неприятностями. Например, в одном из домов в Калининском районе Санкт-Петербурга на первых этажах разместились сразу два ПВЗ. Один из них занял помещения, которые до недавнего времени арендовала детская студия. Занимавшиеся с детьми специалисты были для всех комфортными соседями, но не смогли удержаться на рынке и закрылись. После появления новых арендаторов летом окружающие сразу почувствовали разницу.
Как рассказали "РГ" сотрудники соседнего медцентра, доставляющие в ПВЗ заказы грузовики нагло паркуются на газоне перед домом, хотя всего в нескольких метрах есть бесплатная парковка. Курьеры также игнорируют газон, втаскивают на общее крыльцо свои тяжелые "велосипеды", портят ступени и пандус, в оборудование которых медцентр вложил деньги. По словам администратора учреждения, попытки вразумить курьеров оборачиваются агрессией и оскорблениями, а сотрудники ПВЗ отказываются предоставить контакты начальства. Обращения медиков в службы поддержки маркетплейсов не принесли результатов. В другом многоквартирном доме, где побывал журналист "РГ", ПВЗ делит уличный вход с продуктовым магазином. Здесь тоже есть повод для недовольства. "Клиенты пункта! Мусорка специально для вас. Не надо выкидывать мусор от своих же товаров на улицу", - гласит объявление в общем тамбуре.
В то же время распространение ПВЗ удовлетворяет выросший спрос на доставку товаров в места шаговой доступности, обеспечивает их конкурентоспособность по цене. Ни для кого не секрет, что в маркетплейсах многие позиции обходятся дешевле, чем в обычных магазинах, а некоторые вещи вообще не найти в объектах офлайн-торговли. Если ПВЗ исправно платит за аренду, соблюдая порядок в доме и рядом с ним, вряд ли кто-то будет против такого соседства. А если помещение напрямую сдает УК или ТСЖ, то поступающие от арендатора средства могут быть использованы на благо всех жителей дома.
По данным экспертов в сфере недвижимости, наступление ПВЗ сделало их драйвером спроса на рынке коммерческой недвижимости как в новых, так и в обжитых районах. Арендные ставки идут вверх, а конкуренция за подходящие площади усиливается. По словам Анны Гусевой, наиболее уязвимы в этой ситуации предприниматели, открывающие свои первые магазины, предприятия сферы услуг и не имеющие финансовых возможностей сетевых структур. Владельцы помещений считают организаторов пунктов более надежными клиентами и отдают им предпочтение при выборе арендаторов.
Факт растущего давления дистанционной торговли на традиционный бизнес "РГ" прокомментировал председатель совета петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. "ПВЗ начали занимать множество помещений, и в данном случае они отравляют жизнь не только малому бизнесу. У нас по городу много жалоб от жителей. Одна из причин этого в том, что сегодня нежилые помещения в домах на стадии проекта как бы "абстрактны", и то, что впоследствии будет там располагаться, решает только арендатор - то ли тихий офис, то ли аптека, то ли ПВЗ".
По словам эксперта, онлайн-сектор набирает силу, подпитывает его и смена поколений. Если раньше люди предпочитали домашнюю еду и посещение традиционных магазинов, то молодежь для экономии времени и под влиянием моды отдает предпочтение дистанционной торговле и доставке. И пока спрос на эти форматы не будет удовлетворен, расширение доли маркетплейсов в продажах и ПВЗ на рынке недвижимости будет продолжаться.
Защитить интересы малого бизнеса и жителей, по мнению эксперта, можно с помощью разработки ГОСТа или другого норматива, обусловливающего то, в каких помещениях могут размещаться пункты выдачи заказов. "Потому что, если нет подъездных путей, инженерных мощностей, там их размещать нельзя. Это в какой-то мере снимет проблему противостояния общества и ПВЗ", - отмечает Алексей Третьяков.
Юрист в сфере ЖКХ Галина Белкова при возникновении конфликтной ситуации с пуктами выдачи заказов советует первым делом обращаться в УК и ТСЖ, которые предоставили помещения этим арендаторам. Общение должно быть максимально формализовано, вестись в письменной форме, чтобы отказ от вмешательства в ситуацию мог быть оспорен заявителями. "Прежде всего, надо выяснять, имеются ли юридические основания для передачи помещения", - говорит Белкова. Там, где приезжающий в ПВЗ транспорт мешает соседям и нарушает благоустройство, могут обнаружиться признаки неправомерного использования земельного участка для коммерческих целей. Тем самым нарушаются условия проживания граждан. "Речь идет о незаконном использовании земельного участка, ответственность за которое предусмотрена в КоАП. Необходимо возбуждать дела об административных правонарушениях и доводить их до конца", - говорит Белкова.