
К разговору подключились чиновники, общественные деятели и представители книжной индустрии. Все, кому небезразлично, что у нас в стране с детской литературой и чтением.
Многих волнует: а что с детской картой на приобретение книг? Об этом рассказала советник президента РФ, председатель экспертного совета Российского книжного союза по детской книге Елена Ямпольская. Основную координацию на себя возьмет министерство просвещения, а Минцифры окажет проекту техническую поддержку. У карты уже есть рабочее название - "Золотой ключик". Ямпольская напомнила, что номинал карты составит 3000 рублей и по ней можно будет приобрести книги, которые пройдут научную и общественную экспертизу специально созданных для этого советов: научного - на базе Минпросвещения, а общественного - при РКС. Но, увы, до запуска такой "золотой" карты пока далеко: обеспечить утверждение, реализацию и финансирование проекта правительство должно до 15 сентября 2026 года.
Президент Российского книжного союза Сергей Степашин представил данные крупнейшего в современной России исследования семейного чтения. Опросили 500 тысяч родителей России (неактивны были лишь Чукотка и Калмыкия). Самые читающие родители, которые еще до того, как ребенку исполнится два года, уделяют книге внимание, живут в Санкт-Петербурге, Карелии, Коми и Пермском крае.
При этом почти две трети родителей сами читают книги регулярно. Покупают книги в основном в магазинах и на маркетплейсах (62,3%). Лишь 36,1% берут книги в библиотеках. Большинство семей готовы тратить на приобретение детских книг до 3000 в месяц и покупать порядка трех книг.
А что же дети? Значительная их часть читает только школьную программу. В основном дети уделяют книге не более 30 минут в день. Треть опрошенных (31%) читает около часа в день, что "норма регулярного чтения". А 6% вообще не читают. Почти четверть читающих - 24,7% детей - предпочитают электронные книги в телефоне. Аудиокниги у них непопулярны.
Подытоживая, Сергей Вадимович отметил: "Необходимо проводить больше встреч с писателями, и не только в крупных городах, а также снять наконец-то НДС с детских книг".
О ситуации с детским чтением на книжном рынке рассказал президент издательской группы "Эксмо-АСТ" Олег Новиков. По его данным, за счет роста спроса на маркетплейсах по объему детская литература сейчас занимает чуть меньше трети коммерческого рынка. По данным Книжной палаты, сегодня на российском рынке представлен 81% отечественных авторов и всего лишь 19% зарубежных.
Новиков обратил внимание на необходимость обновления отечественных типографий: "Иначе через 5-6 лет у нас в стране негде будет печатать красочные детские книги".