
Изначально их было 48 кандидатов, а к заключительному и, пожалуй, самому зрелищному этапу испытаний допущены 41 человек. С раннего утра бойцы собираются на плацу горного учебного центра спецназа - разминаются, проверяют экипировку, общий вес которой с бронежилетом, автоматом, шлемом и противогазом составляет около 15 килограммов. И вот последний штрих перед стартом - каждый военнослужащий получает холостой патрон. Боеприпас он аккуратно снаряжает в магазин и в последующем бережет его как зеницу ока. Почему, расскажем чуть позже, а пока инструкторы дают напутствия. Раздается команда "бегом марш!", и группы приходят в движение.
Многие полагают, что самым сложным заданием является рукопашный бой в конце. Это не совсем так. Именно стартовый бег на три километра по пересеченной местности, да еще сразу в горку, становится главным тестом на прочность.
- На этом этапе отсеивается большинство кандидатов, - заверяет меня один из офицеров.
Его слова я поначалу отнесла к преувеличению, но через считаные минуты вижу, как впереди из строя отделилась одна фигура в камуфляже, затем вторая, третья. Ремешки на касках сбились, на запыхавшихся лицах искренняя досада. Снявшиеся с маршрута бойцы нехотя запрыгивают в армейский "Урал" и с этого момента болеют за товарищей, продолживших борьбу с собой. Это не банальная метафора. Дело в том, что экзамен приближен к экстремальным условиям войны, физические нагрузки сопряжены с психоэмоциональными, и в таком стрессе претендентам важно контролировать свое состояние. Кому-то удается пройти испытания с первого раза, а кто-то снаряжается в марш-бросок снова и снова.
- Бывали люди, сдававшие комплекс нормативов по 13 и 14 раз, - делится в беседе Михаил, ветеран подразделений спецназа Южного округа войск Росгвардии. - Каждый такой выход действительно психологически тяжелый. Вроде военнослужащий готовится, прекрасно выполняет спуск с высотного здания, имеет хорошие навыки огневой подготовки, а в какой-то момент что-то идет не так. Помню, один из парней, державший экзамен в шестой или седьмой раз, с горечью сказал, что изначально был уверен в победе. А в крайний свой марш-бросок его уже раздирала мысль: "Если опять не сдам, то, наверное, больше не буду пытаться". Вот так переосмыслил для себя значение награды. Краповый берет ни в коем случае не должен служить личному превосходству или тщеславию. Знаете, что этот высочайший знак профессионализма легко снимают за недостойное поведение? Смалодушничал в сражении, совершил правонарушение - и Совет краповых беретов принимает соответствующее решение. Боец в берете не просто физически сильный. В первую очередь он способен на самоотверженные поступки.
Сам Михаил успешно преодолел испытания с первой попытки. На тот момент ему исполнилось 24 года - расцвет для службы в спецназе. Он сдержанно отмечает, что в формирование попал по необычайному стечению обстоятельств, так как готовился… стать пилотом вертолетов Ми-2 и Ми-8. В 1992 году окончил Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков, однако в новых реалиях, после распада СССР, новоиспеченных выпускников отпустили в свободный полет. Несколько лет Михаил трудился диспетчером по управлению воздушным движением в гражданской авиации, пока однажды не увидел фильм о краповых беретах. С тех пор загорелся желанием попасть в ряды этих бесстрашных бойцов.
- Узнал, где базируется отряд, и пришел к заместителю командира округа, - вспоминает Михаил. - Конечно, он отнесся ко мне со скепсисом. Но на тот момент еще не стихла история с террористами, захватившими 23 декабря 1993 года учеников и педагога ростовской школы, они потребовали деньги и вертолет и даже попытались скрыться в горах Кавказа. В общем, он согласился свести меня с командиром отряда "Росич": если подойду, то возьмут, а если нет, то, мол, извини, не судьба. Приняли. Прошел обучение, и буквально через месяц наша группа зашла в Чечню. И там в деле наблюдал ребят, крепких словно кремень. Вот почему на таких испытаниях, кроме физических данных, проверяют силу духа: без выдержки и стойкости вряд ли что-то сделаешь, без умения терпеть, превозмогать жажду, холод, боль.
Действительно, дистанция изобилует жесткими препятствиями: только преодолел водную преграду по грудь (амуниция намокает и нещадно давит на плечи), ступил на берег, как тут же без промедления бежишь в противогазе участок дороги в облаке дыма. На специальной штурмовой полосе нужно перелезть через "стену" из покрышек, затем нырнуть под сетку, проползти по узкой четырехметровой трубе, внутри которой от тесноты сдавливает дыхание. При этом передвижение происходит в двойках или тройках, с соблюдением тактики действий, как на поле боя (недаром для сгущения напряженности вокруг имитируют взрывы и автоматные очереди).
За допущенные ошибки руководитель занятия может объявить кандидатам замечания. Перед тем как перейти к упражнениям по высотной подготовке, спецназовцы выстраиваются в линейку и по очереди производят выстрел. Помните холостой патрон? Так проверяется умение контролировать свое оружие. Если осечка, значит, кандидат не поддержал его исправность и сразу выбывает.
- Дисквалифицировать могут и за неправильное выполнение указаний или их игнорирование, когда боец полностью абстрагируется, - поясняет представитель квалификационной комиссии и офицер спецназа. - Программа испытаний из года в год практически не меняется и включает проверку теоретических знаний кандидата, его практических навыков, владение боевыми приемами. Однако опыт участия войск в СВО, безусловно, тоже учитывается в подготовке каждого военнослужащего, поэтому будут вноситься определенные коррективы.
В финал вышли 17 спецназовцев. Им предстоит участвовать в спарринге против одного из своих товарищей и двух "свежих" инструкторов из числа "краповиков". Казалось бы, как выстоять под ударами 12 минут после многочасового перехода? Тем более что нужно не только удержаться на ногах, но и быть активным - за пассивную манеру ведения боя кандидата опять же снимают с испытаний. На мой взгляд, здесь вытягивают только волевые качества. И в этот раз их хватило всем - измотанные стремительным темпом марш-броска, в ссадинах и ушибах, бойцы остались на площадке. Внимание привлек спецназовец с выбитым передним зубом.
- Неужели в схватке? - спрашиваю я.
- Нет, потерял в ходе высотной подготовки у себя в отряде, но пацаны заверили: "Это к счастью!" - усмехнувшись, отвечает военнослужащий и переводит дух. - Так и вышло. Это уже моя третья попытка за 1,5 года, в предыдущих испытаниях не хватало сил преодолеть горку. А сейчас усердно тренировался, бегал каждую неделю по 12-13 километров в полной экипировке и добился цели!
Самый волнительный и торжественный момент - вручение беретов. Боец опускается перед строем на одно колено, в пронзительной тишине целует краповый берет, а затем, поднявшись, произносит слова: "Служу России и спецназу!" В этот день они прозвучали семнадцать раз. Новоиспеченных "краповиков" тепло поздравили командующий Южным ордена Жукова округом войск национальной гвардии Российской Федерации генерал-полковник Игорь Турченюк и председатель Совета краповых беретов Краснодарского края Анатолий Куликов.
Собственно, появление крапового берета связано с образованием в 1978 году учебной роты спецназа во 2-м полку дивизии имени Ф. Э. Дзержинского. Темно-красный оттенок головного убора совпадал с цветом погон внутренних войск, символизируя кровь, пролитую воинами в боях и спецоперациях. Поначалу он имел ограниченное хождение, его надевали только на показательные занятия и праздники, а вот в качестве знака профессионализма он был утвержден в 1988 году, когда возглавлявший роту капитан Сергей Лысюк (в будущем Герой России) разработал программу квалификационных испытаний.