"Перед некоторыми работами публика завороженно останавливалась, а другие, не понимая, старались побыстрее пройти. Одно точно - никто не оставался равнодушным", - отмечают аналитики.
При этом 71 процент россиян, отвечая на вопрос, кто вправе решать, что и как создавать в искусстве, уверены, что это должен делать автор. Он, как свободный творец, а отнюдь не ремесленник, должен думать о том, что он хочет выразить.
Однако 20 процентов убеждены, что приоритеты для художника должна определять публика.
По мнению социологов, с одной стороны, мы все еще думаем о создании культурного объекта как высшей ценности (и тут автор важнее всего) и ждем от автора своеобразной инструкции: что он хотел выразить и как нам "читать этот объект искусства". А с другой - искусство становится постоянным спутником повседневной жизни. За ним не надо ходить в музей, достаточно разблокировать экран своего смартфона. И многие создают трендовый контент в соцсетях, ориентируясь на вкусы и пожелания своей аудитории.
Задумка автора важна, но россиянам важно и право на свободу интерпретации. 44 процента опрошенных заявляют, что для них самое главное в искусстве - смысл, считываемый зрителем. Мнение автора - это хорошо, но право на свою трактовку еще важнее.
Примерно столько же - 43 процента - уверены, что ключевое в искусстве - это смысл, заложенный автором. Искусство как явление становится многогранным и неоднозначным, и это приводит к "культурному расколу" между целыми поколениями.
Готовы к новому и шокирующему
Так, поколения старших и младших миллениалов, а также поколение Z сходятся во мнении, что искусство может быть уродливым и даже шокирующим. Они признают право художника бросать вызов, провоцировать и создавать дискомфорт. Шок для них, живущих в Сети, стал обычным элементом коммуникации. Красота для них становится обыденной и стандартизированной, а впечатления, эмоции и гонка за трендами становятся все важнее. Искусство для них - площадка для дискуссии.
Среди молодых поколений больше людей считают, что могут жить без искусства. В то же время 69 процентов россиян заявили, что не смогут обойтись без него.

