Художница из Петербурга создает арт-объекты прямо в трещинах исторических домов

Необычные скульптуры появились в трещинах и выбоинах старых петербургских фасадов. Вместо осыпающейся штукатурки прохожие находят глиняных человечков, которые будто вырастают из стены. Они обнимают друг друга и смотрят на мир большими наивными глазами. Эти "заплатки города" - работы художницы Екатерины Березиной, которая превращает уличные раны в объекты искусства.
Вместо осыпающейся штукатурки прохожие находят хрупких глиняных человечков.
Вместо осыпающейся штукатурки прохожие находят хрупких глиняных человечков. / Из архива Екатерины Березиной

Эта необычная история началась прошедшим летом: гуляя с подругой у петербургского музея Анны Ахматовой, Катя заметила в стене дырку на месте выпавшего кирпича. Ее осенило: это идеальный "пьедестал". На следующий день она вернулась с двумя глиняными фигурками и прописала их в стене. Сомневалась, что работа проживет долго, и с этими мыслями улетела в Китай. А по возвращении обнаружила, что видео с "ахматовскими мальчиками" разлетелось по Сети. Люди приходили к музею, спорили, что значит эта композиция. Позже сотрудники музея сами связались с художницей, чтобы она рассказала о своей работе. Екатерина признается: в тот момент почувствовала, будто сама Анна Андреевна дала ей свое благословение...

А ведь путь к скульптуре для Екатерины не был прямым. По первому образованию она актриса. К глине пришла случайно. Всегда любила рисовать, но в какой-то момент захотелось лепить вазы, чтобы потом их расписывать. Но в гончарной мастерской вместо посуды из-под ее пальцев вдруг стали рождаться скульптуры. Первой была девочка с собакой, сделанная как подарок для мамы, которая помогает бездомным животным.

Сегодня в трещинах петербургских домов около двадцати работ Екатерины, и их число растет. Все скульптуры можно найти на онлайн-карте города

Сегодня в трещинах петербургских домов около двадцати работ Екатерины, и их число растет. Все скульптуры можно найти на онлайн-карте города. Как-то одна из прохожих вскользь обронила фразу "заплатки города", и художница сразу поняла: название ее проекта родилось само собой.

При этом процесс создания "заплаток" всегда уникален. Девушка либо лепит заготовки дома, а потом подгоняет их под конкретную трещину на месте, либо творит прямо на улице, привозит с собой сырую глину. На одну работу уходит от недели до двух. Поначалу это были ночные вылазки с друзьями. Но со временем Екатерина решилась творить при свете дня. И город, к ее удивлению, ответил полным принятием. Охранники, когда видят ее за работой, не прогоняют. Художница признается: теперь ее взгляд всегда нацелен на поиск этих ран - трещин, сколов, выбоин. Но их оказалось столько, что залечить все никак не получается.

И все же, что она хочет сказать своим творчеством? "Все мы очень зыбкие, никто из нас не знает, что будет завтра. Поэтому нам надо быть бережнее друг к другу", - уверена Екатерина.

Отсюда и главный жест ее персонажей - объятия. Автор человечков намеренно избегает того, чтобы давать своим работам однозначные трактовки: важно не то, что вложил в них автор, а то, что чувствует и видит зритель. Эти фигурки напоминают о хрупкости человека, его уязвимости и беззащитности перед лицом вечности.

А еще Екатерина верит, что ее "заплатки" будут скорее актом исцеления, чем просто украшением. Скульптуры будто залечивают раны города и доказывают: из разрушенного всегда может родиться что-то новое и живое.