
25 октября в Ханое документ подписали уже 65 стран. Далее конвенция останется открыта для подписания всеми государствами ООН в Ханое до конца 2025 года, а затем в центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке - до 31 декабря 2026 года. От России документ подписал Генеральный прокурор Александр Гуцан.
По словам президента России Владимира Путина, приветствие которого зачитал генпрокурор, важно, что, несмотря на непростую международную обстановку, дипломаты и представители правоохранительных органов государств - членов ООН смогли объединить усилия, чтобы подготовить и согласовать проект этого важнейшего документа. Александр Гуцан подчеркнул, что это первый в мире глобальный договор, непосредственно направленный на повышение результативности предупреждения и пресечения киберпреступлений.
Принятая конвенция должна помочь странам противодействовать быстро растущей киберпреступности, когда злоумышленники, используя технологии, совершают такие тяжкие преступления, как терроризм, торговля людьми, финансовые преступления, контрабанда наркотиков, преступления против детей.
Среди стран, одобривших документ, помимо России: Вьетнам, Азербайджан, Республика Беларусь, Бельгия, Бразилия, Китай, Чехия, Греция, Куба, КНДР, Ирландия, Египет, Иран, Малайзия, Нигерия, Польша, Португалия, Словакия, ЮАР, Испания, Швеция, Турция, Великобритания, Узбекистан, Венесуэла и ряд других стран. Против выступили 60 государств, в их числе США, Канада, Украина и ряд стран Евросоюза.
Конвенция состоит из девяти глав и 68 статей. Так как уголовные расследования в делах о киберпреступлениях зависят от электронных доказательств, глава, посвященная процессуальным мерам и правоприменению, предоставляет государствам-участникам возможность решать эти проблемы, адаптируя традиционные средства и методы расследования к области киберпреступлений. Глава о международном сотрудничестве позволяет странам оказывать друг другу содействие в расследованиях, судебном преследовании, возвращении активов и судебных разбирательствах через границы.
Меры сотрудничества включают экстрадицию лиц, обвиняемых в преступлениях, передачу осужденных лиц и уголовного судопроизводства, совместные расследования и сотрудничество правоохранительных органов.
Кроме того, устанавливаются международные процедуры сохранения и получения электронных данных. Это позволяет государствам-участникам запрашивать у других сторон сохранение электронных доказательств, доступ к данным или перехват трафика или контента.
"Главная ценность конвенции заключается в том, что она строится на принципе суверенного равенства государств и уважения национальных правовых систем. В отличие от Будапештской конвенции Совета Европы, против которой Россия выступает из-за рисков нарушения юрисдикции и передачи данных без согласия государств, новый документ исключает подобные практики, - говорит член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. - Безусловно, появление глобального договора вызвало и дискуссию. Некоторые западные организации и IT-компании опасаются, что положения принятого документа могут быть использованы для усиления контроля над информационным пространством. Однако там предусмотрены четкие гарантии соблюдения прав человека и механизм отказа от сотрудничества, если запрос противоречит национальному законодательству или международным обязательствам".
Нужно отметить, что в нынешнем виде конвенция - это рамочный документ, практическое применение которого требует доброй воли государств-участников и усилий по приведению национальных законодательств в соответствие с положениями соглашения.
"Любой конвенциональный документ демонстрирует движение в определенном направлении. В данном случае демонстрируется стремление мировых государств усилить борьбу с растущей угрозой киберпреступности, все большей влияющей на процессы цифровизации. Однако подписание - это только начало, за которым следует ратификация документа в подписавших государствах, и только после начнется ее реальная реализация. На пути также могут встречаться различные препятствия, например, нежелание отдельных, недружественных России государств делиться информацией о киберпреступниках", - говорит бизнес-консультант по информационной безопасности, Positive Technologies Алексей Лукацкий.
При этом даже частичная стандартизация нормативно-правовых положений различных государств упрощает сбор и обмен информации о преступлениях и создает механизмы для трансграничного взаимодействия.
"Позитивным шагом выглядит создание сети национальных контактных центров, которые в режиме 24/7 будут поддерживать связь между собой для пресечения и оперативного расследования киберпреступлений, они смогут также обмениваться электронными доказательствами. Обращают на себя внимание и статьи конвенции, касающиеся оперативного обеспечения сохранности и изъятия электронных доказательств, что исключительно важно в условиях волатильности цифровых данных", - отмечает вице-президент по связям с государственными органами "Лаборатории Касперского" Юлия Шлычкова.
Конвенция ООН против киберпреступности включает криминализацию таких преступлений, как:
- незаконный доступ к информационным системам;
- незаконный перехват непубличной передачи электронных данных;
- вмешательство в работу электронных данных или информационных систем (повреждение, удаление, блокировка и пр.);
- неправомерное использование устройств, способствующих совершению таких преступлений;
- подделка документов, связанных с информационными системами;
- кража или мошенничество с использованием информационных технологий;
- правонарушения, связанные с материалами, содержащими сексуальное насилие над детьми или сексуальную эксплуатацию детей в интернете;
- распространение интимных изображений без согласия;
- отмывание доходов, полученных преступным путем.