
Hændel - написание фамилии композитора таким способом, что образуется монографическое переплетение двух букв AE (будто бы musicAeterna внутри Генделя), изначально обозначали эксклюзивность авторского замысла Теодора Курентзиса, режиссером которого выступила Елизавета Мороз. Это же подчеркивал выбор пространства для спектакля, который был поставлен в цехе бывшего завода имени Шпагина, несколько лет пытающегося завершить трансформацию из заброшенной индустриальной территории в притягательный культурный кластер на Урале.
В гастрольных условиях, тем более в концертном, а не театральном зале, то уникальное ощущение мистериальности, чего-то абсолютно недостижимого, было если не утрачено совсем, то подвергнуто сомнению. Достичь полной театральной темноты не удалось, к тому же в какой-то момент артисты musicAeterna Dance исполняли узнаваемые по другим своим постановкам "танцевальные виражи" в партере среди публики.
Сборная, по сути, программа продумана до деталей и мелочей и удивляет полнотой хронологического охвата. Она выстроена, словно гид по музыкальной биографии композитора, отражая почти полвека его разнообразного и интенсивного творчества. От ранних римских опусов - псалма Dixit Dominus и оратории "Воскресение" - до зрелых английских ораторий, таких как "Теодора" (хормейстер Виталий Полонский). Звучали и фрагменты из опер "Ринальдо", "Амадис Гальский", "Юлий Цезарь в Египте", "Орландо" и других. А цитата из шлягерной сюиты Wassermusik, как и Коронационный антем (гимн) Zadok the Priest добавили программе немного светскости и радости узнавания. Несмотря на религиозную канву гимна, что был написан Генделем для коронации Георга II и основан на библейском повествовании о восшествии Соломона на престол, для футбольных фанатов это царственное произведение - гимн Лиги чемпионов УЕФА. Но на стадионах, конечно, он звучит в современной аранжировке английского композитора Тони Бриттена.
И все же тема фатума, доминирующего над волей людей, была камертоном всей генделевской "Церемонии". И клубок чувственных переживаний согласно развитию сюжета практически бесшовно сложенной программы набирал к финалу критическую массу. Оркестр musicAeterna - музыканты играют в барочном строе на исторических инструментах, в том числе на барочной арфе, органе, клавесине, двух теорбах, виоле да гамба и критской лире - священнодействовал. Теодор Курентзис, переформатировав зал, отказавшись от части "козырных" зрительских мест в партере, добился наилучших акустических условий, творил заоблачные красоты, ввергая публику в восторг.
"Монтажная" природа действа соответствует принципам барочной феерии с ее стремлением к многослойности и разнообразию жанров.
Но все же наличие пластическо-танцевальной иллюстрации (хореография Валентины Луценко), основные элементы которой - "изломанные" тела и воздетые к Небесам руки, может, и придавали зрелищу некую визуальную самобытность и масштабность, но не глубину философского размышления и не силу душевного переживания.
По сравнению с первым публичным выступлением молодые солистки недавно созданной под эгидой musicAeterna Академии имени Антона Рубинштейна и выступающие вместе со своим именитым наставником, одним из лучших российских контратеноров Андреем Немзером, уже обрели некоторые черты профессионального лоска.
Среди представленного секстета певиц особенно выделялись Юлия Вакула, Диана Носырева, Ивета Симонян и Софья Цыганкова. Но все же аванс на будущее в их выходах еще ощутимо доминирует, ибо барочное исполнительство требует и более яркого темперамента, и более изощренного вокала, подразумевая виртуозное владение труднейшей певческой техникой и безусловной музыкальной точности при стопроцентной готовности к сложнейшим импровизациям без имитации возможностей... А солистки же то и дело совершали оплошности и пытались вернуть воспарившую аудиторию на грешную Землю...