Писал "элитарную прозу, но для народа": 100 лет со дня рождения детского писателя, сценариста фильма "Чучело" Владимира Железникова

26 октября исполнилось 100 лет со дня рождения писателя Владимира Железникова
Это было до "Королевской битвы" Киндзи Фукасаку… Это было в другом веке и в другой стране. Там не любили антиутопий, а утопии, наоборот, любили. И там шутили, что единственный привилегированный класс в стране - это дети.
Владимир Железников.
Владимир Железников. / Музей К. Г. Паустовского

И вот в этой стране вышел фильм о шестиклассниках, людях из того самого "привилегированного класса", живущих, правда, не в столице, а в старинном маленьком городке, куда привозят туристов посмотреть старый город, излучину реки, раздолье лугов… Туристы смотрели, обедали, ехали дальше. Взрослые проводили экскурсии, работали, шли домой. Дети шли в школу, бегали стайками по улицам, иногда дрались… В общем, играли. Особенно на каникулах.

Тот фильм начинался со статичного кадра, где два дядьки в куртках говорят на улице о своем, взрослом, серьезном - о командировках, о том, что в гостиницу не попасть, о родне и жизни… А фоном на среднем плане - скамейка с детворой. Потом камера приближается. Средний план становится крупным, потом - еще крупнее. И вот этот blow up, хоть он и не в фильме Антониони, переключал регистр. И уже не взрослые смотрят на детей снисходительно, мол, вырастут, как мы росли, а дети смотрят на взрослых как на существ с другой планеты, которым бесполезно что-то объяснять. Но хорошо, если этих инопланетян можно использовать как ресурс. У этих детей - вполне себе жесткая жизнь. С глупыми и вечно чем-то занятыми родителями. С учителями, которыми легко манипулировать. Со своими лидерами стаи, пардон - мнений. С правилами, которые нужно учитывать. А если один против всех - ату его! Точнее, ее. И ее гонят, как зайца, по улицам. И сжигают ее чучело на костре. И иначе, как "чучелом", не зовут.

Фото: Музей К. Г. Паустовского

В общем, фильм тот был снят в 1983 в СССР. Его снял гениальный Ролан Быков. Оператором был Анатолий Мукасей. "Чучелом" - абсолютно невероятная Кристина Орбакайте, которой тогда было 12 лет и которая все съемки провела со сломанной рукой в гипсе, упав неудачно в первый же день съемок. А снят был тот фильм по повести Владимира Железникова "Чучело", опубликованной в 1981 году, а написанной в 1970-х.

Когда первый раз Железников принес сценарий киноначальству, начальство сказало, как припечатало: "Эти фашиствующие дети никогда не будут на нашем экране. У нас нет таких детей".

Сценарий стал повестью. А повесть в конце концов стала вновь сценарием. А сценарий - фильмом "Чучело". И фильм даже смог выйти в прокат. Почти чудом.

Говорят, когда Ролан Быков с оператором вышли из кинотеатра "Пушкинский" (был такой за памятником Пушкина в Москве) после просмотра фильма, где плакали зрители, Быков сказал: "Кажется, мы сняли элитарное кино. Но для народа". Быков оказался прав. Не только потому, что тот фильм посмотрели лишь за год в СССР 23,7 миллиона зрителей. А потому, что сегодня этот фильм остается актуальным. И что-то мне подсказывает, что он останется актуальным еще долго. И повесть Железникова, по которой он снят, тоже. С 1975 года эта повесть вышла в 20 странах (в Америке и Японии дважды!) тиражом более четырех миллионов экземпляров.

Вообще-то с детскими писателями такое бывает. Вспомним хоть любимого всеми "Гарри Поттера…" Джоан Роулинг или "Малыша и Карлсона…" Астрид Лингрен. Но Владимир Железников не писал фэнтази. Он не писал и сказок. И несмотря на условный хеппи-энд повести, она не выглядит шибко оптимистичной. Да и какой уж там оптимизм, если и девочка Лена Бессольцева, и ее дедушка Николай Николаевич покидают старинный город навсегда, оставив и дом, и картины в дар городу. Конечно, одноклассники пишут на доске "Чучело, прости нас", но это как раз из серии сказочных финалов.

Фото: Музей К. Г. Паустовского

Правда, Владимир Железников не писал книжки и в стиле Doc. Но как раз в этом случае Железникову сюжет подбросила сама жизнь. Вот как он описывал этот "подарок" в предисловии к переизданию повести 2012 года:

"Однажды мне позвонила моя сестра из другого города. И рассказала о том, что в это время происходило с ее дочерью, моей племянницей. Весь класс несправедливо обвинил ее в предательстве и стал травить. Я посочувствовал своей сестре, и мы расстались.

Но с этого дня я стал следить за развитием, казалось бы, далекого от меня события. И тогда я понял, что эта история - готовый сценарий.

….История "Чучела" была мне настолько дорога, настолько захватила мое сердце, что, вернувшись домой, я сел за свой стол и стал писать повесть.

Это оказалось не такой простой работой. Прошла зима, а весной я поехал в маленький городок Таруса, где в старой беседке на краю обрыва, спускавшегося к шумной речке, я к осени закончил свою повесть. Здесь, в Тарусе, я нашел дом, где могла бы жить Лена Бессольцева. Он и сейчас стоит обветшалый.

И фамилия нашлась для Ленки на нашей улице. А история с живописными полотнами была подсказана тем, что в Тарусе жили и живут испокон века художники.

Я много работал, а в свободное время любил гулять по горбатым улицам заросшего зеленью городка. Или уходил на реку и шел далеко-далеко по Оке, всегда окруженный ватагой моих воображаемых героев. Я не расставался с ними ни на минуту. Мне казалось, я знаю этих мальчишек и девчонок, как самых близких мне людей. Я чувствовал, что они любят или не любят, я бывал у них дома, я смотрел на их игры. Но, конечно, самым близким и дорогим мне человеком всегда оставалась Ленка. Редкое создание, нежное и мужественное одновременно".

Фото: Музей К. Г. Паустовского

"Гений места" в этой повести Железникова оказывается еще и "гением истории". В том смысле, что история в ней становится не фоном - действующим лицом. Живым, по крайней мере для дедушки Ленки Бессольцевой, да и для самой Ленки. Не зря она в портрете "Машки", крестьянской девчонке XIX века, узнает себя.

Этот "гений истории" уже в книге 1970-х годов выглядит "уходящей натурой", почти такой же, как сама Лена Бессольцева и ее дед Николай Николаевич выглядят в глазах окружающих. Они - "чудаки", чтобы не сказать - фрики, в глазах окружающих. И не потому, что дедушка ходит в заплатанном пальто. Просто уже в конце 1970-х ни скромная бедность, ни милосердие и бескорыстие не были качествами, достойными восхищения. Они были людьми из "прошлого".

Любопытно, что в финале фильма Ролан Быков прощается со своими героями под звуки духового военного оркестрика. Этот оркестрик словно забрел из чеховских "Трех сестер", будто это и не советский "детский" фильм на экране.

Сам писатель пытался объяснить это так:

"Я тогда много писал о подростках и не без грусти начал замечать, что у них часто отсутствуют простые человеческие черты. Те черты, которые в старые времена было принято называть "благородными": бескорыстие, доброта, забота о близких, милосердие, преданность друзьям, хотя бы самые простые понятия о чести.

Наоборот, все больше и больше я сталкивался в детских сердцах с самолюбием, эгоизмом, равнодушием и даже жестокостью".

Сегодня "гений места" Тарусы, где Владимир Карпович писал свою повесть, связан и с именем писателя Владимира Железникова. Там есть даже его мемориальный кабинет. Кабинет этот устроен в доме-музее Константина Паустовского, старый деревянный дом которого был бережно сохранен и превращен в музей стараниями не только жены и падчерицы Паустовского, но и Владимира Железникова.

Фото: Музей К. Г. Паустовского

Это может показаться странным. Но самый точный портрет последнего советского поколения можно найти в повести детского писателя Владимира Железникова. Он, проработавший восемь лет в "Мурзилке" и в "Пионере" и называвший эти годы счастливейшими в своей жизни, был из того поколения детских писателей ХХ века, которые считали, что для детей надо писать, как для взрослых, только лучше. В этом смысле повесть "Чучело" не столько детская литература, сколько просто литература. Очень хорошая, честная проза.

Перефразируя слова Ролана Быкова, можно сказать, что Железников писал "элитарную прозу, но для народа". А вспомнилось об этом, потому что Владимиру Карповичу, который был 1925 года рождения, было бы сто лет сегодня.