Новый эксперимент: Будут ли автовладельцев штрафовать за отсутствие ОСАГО по камерам?

О чем речь?
История запуска проверки застрахованных по ОСАГО машин с помощью камер началась много лет назад. Более того, в Москве был проведен эксперимент, когда автовладельцам высылались предупреждения, что их автомобиль, не будучи застрахован, был зафиксирован в момент передвижения. Эксперимент признали удачным, но дальше него дело не пошло.
Недавно президент потребовал проработать подобный механизм до 1 ноября этого года.
Как заявил глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков, все готово для запуска такой проверки в некоторых регионах России. А именно в Москве, Санкт-Петербурге и Чувашии.
Однако по факту это просто невозможно. Наказание за передвижение без полиса ОСАГО - федеральное. То есть назначать его могут только сотрудники МВД. Напомним, что в соответствии с законом и по соглашению между МВД и тремя городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) заключен договор о передаче этим регионам функций по выявлению нарушений и привлечению к ответственности автовладельцев. Но только по двум статьям: нарушение требований о том, что остановка запрещена, и нарушение требований парковка запрещена. Иных полномочий регионам не передавалось.
Почему штрафовать автоматически по камерам за отсутствие ОСАГО с 1 ноября не будут?
Для того чтобы штрафовать за такое нарушение, как наличие полиса ОСАГО, необходимы правовые и технические возможности. С первыми - процесс пошел. В Госдуму внесен законопроект о поправках в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают возможность вынесения штрафа в автоматическом режиме только раз в сутки, а не за проезд под каждую камеру. Это было одно из важных требований МВД. Но закон пока не принят. А до его вступления в силу система не может заработать.
Второе - это технический момент. Необходима отладка и настройка системы "Паутина" - она объединяет между собой все камеры, а также программное обеспечение к ним и центров автоматической фотовидеофиксации. Но это госзаказ со своими сроками его исполнения. И сроки эти заканчиваются в октябре 2026 года. Но это не означает, что в октябре система заработает. Поскольку надо сдать проделанную работу, проверить ее и принять.
Что предлагают страховщики?
Страховщики рассчитывают на запуск системы проверки полисов через камеры или по данным разрешающих компаний в скором времени. Конкретные сроки не уточняются. Поясним, что за разрешающие компании. Например, департамент транспорта Москвы выдает разрешения такси, а также грузоперевозчикам и перевозчикам пассажиров. Вся эта информация о таких машинах есть в базах данных. Поэтому ничто не мешает предупреждать их о том, что действие того или иного полиса заканчивается. Но только предупреждать. Штрафовать за передвижение без страховки может только ГИБДД. А пока в автоматическом режиме делать этого инспекция не может.
Как пояснил глава Национальной страховой информационной системы (НСИС) Николай Галушин, пилот предполагает проверку наличия полисов ОСАГО и уведомление гражданина - владельца ТС - об отсутствии полиса ОСАГО, без выставления штрафа. "Затрудняюсь ответить, в каких регионах можно пропилотировать работоспособность системы. У нас есть запрос только от Дептранса города Москвы", - отметил он.
По его словам, технически сложно запустить пилот, потому что для него требуется донастройка всех вовлеченных информационных систем, а такой готовности пока нет. Трудно ответить на вопрос о сроках начала эксперимента и о регионах, на территории которых он может быть запущен. Для полноценного функционирования системы проверки ОСАГО по камерам и оформления штрафов необходимо сертифицировать дорожные камеры для фиксации нарушений, принятия изменений в КОАП по штрафам, а также нужна доработка информационной системы ГИБДД и АИС страхования и интеграция между ними.