В Екатеринбурге не могут усмирить агрессивных зацеперов

Оставить без трамвайного движения два рабочих микрорайона Екатеринбурга из-за агрессивного поведения местных подростков-зацеперов пригрозили недавно в мэрии. Правда, после бури возмущений жителей от идеи транспортной изоляции власти города отказались. Но глава Екатеринбурга Алексей Орлов публично предупредил: пока в районах не наведут порядок, по маршрутам будут ходить старенькие советские "татры".
Сбиваются в стаи не только местные зацеперы, к ним едут и из других районов Екатеринбурга.
Сбиваются в стаи не только местные зацеперы, к ним едут и из других районов Екатеринбурга. / Татьяна Андреева

Отдаленные районы Екатеринбурга лихорадит уже более полугода. В начале весны в городе впервые заговорили о банде зацеперов. А летом более сотни сотрудников трамвайного депо написали обращение в администрацию города с просьбой обеспечить порядок и защиту водителей на маршрутах. В городском управлении внутренних дел обещали усилить разъяснительную работу, подключив сотрудников по делам несовершеннолетних, ближайших школ и так далее. В трамваях появились инструкции для пассажиров, что делать, если в вагон ворвались зацеперы: сигнализировать водителю и не пытаться их остановить - "они нападают на людей". И все? И все.

Ободренные безнаказанностью подростки пошли на беспредел. Вооружились камнями, чтобы забрасывать на ходу трамваи, перцовыми баллончиками - для усмирения недовольных водителей и пассажиров. Даже оружием! К счастью, не боевым. Но оно по классике жанра выстрелило. В начале октября один из малолетних беспредельщиков за сделанное замечание выстрелил из пневматического пистолета в ногу женщине-водителю. "Я боль почувствовала, словно обожгло. А он как ни в чем не бывало начал друзьям показывать пистолет и хвастаться, какой он стрелок", - вспоминает водитель трамвая Юлия Гоголева.

Стрелка задержали. Ему уже было 16 лет, так что парню грозит до 7 лет лишения свободы. Дело это поставили на контроль в центральном аппарате ведомства. А в городском УВД тут же отрапортовали: в темное время суток усилим патрулирование трамвайных путей.

Следом и мы решили проконтролировать эффект от объявленного усиления. В воскресный вечер я села в трамвай. Оживленный центр города от рабочих микрорайонов отделяет темная полоса лесопарка и промзона. Здесь, по рассказам водителей, начинается опасный путь: обстрелы камнями, акробатика зацеперов, готовых из окна полезть на крышу. На этот раз обошлось без ЧП. Правда, ни одного патруля я не увидела.

Страшно, - призналась "РГ" женщина-водитель. - Никто не знает, чем обернется следующая минута в окружении этой банды

Зато на конечном кольце нас поджидала стая подростков: более 20 человек от 10 до 15 лет. В черных капюшонах, говорят нарочито громко, демонстрируя, что им ничего не страшно. По рассказам жителей, шобла подростков собирается здесь каждый вечер. Сбиваются в стаи не только местные, к ним едут из других районов, словно вирус хулиганства охватил весь город.

Стоило мне поднять смартфон, как все дружно отвернулись, но на рожон не полезли. Просто лениво перетекли в другое, более темное место - подальше от камеры. "Если честно, страшно, - призналась мне женщина-водитель. - Видите, и железо, и стекло на кабине покоцано от камней. Никто не знает, чем обернется следующая минута в окружении этой банды. А защиты никакой. Полиции нет. Тревожная кнопка в кабине не работает". Водитель явно боялась отойти от трамвая, в который можно заскочить и закрыться. С кольца он двинулся почти пустой. Пассажиры садятся на отдаленных от рисковой зоны остановках.

В управлении транспорта Екатеринбурга признались, что тревожные кнопки действительно не работают как минимум в половине трамваев. Хотя в 2021 году они были установлены во всех видах общественного транспорта. Но сейчас дистанционные меры безопасности сошли на нет. SOS кричать некуда. А хулиганов становится все больше и больше. По данным городского управления МВД, за последний год количество только вычисленных хулиганствующих подростков выросло более чем на треть. А в школьных списках "педагогически запущенных детей" значатся 772 ученика. Арифметика печальная. Тем не менее правоохранители отрапортовали о первых победах - задержании малолетних лидеров хулиганской подростковой группы. Их, по последним данным, 10 человек. С каждым проведены беседы. Родителей оштрафовали суммы - от 2 до 4 тысяч рублей.

"Почти все вычисленные заводилы из полноценных семей. Но родители настолько заняты зарабатыванием денег, что уделяют не особо много времени повзрослевшим детям", - призналась в разговоре с "РГ" председатель территориальной комиссии по делам несовершеннолетних Чкаловского района, куда входят горячие рабочие окраины, Елизавета Фролова.

У уральских активистов движения "Русская община" - свой взгляд на ситуацию. Они первыми среагировали на подростковый беспредел и начали проводить свое, народное патрулирование проблемного микрорайона. Корень зла, по их мнению, может крыться гораздо глубже: "У зацеперов есть некий координационный центр - свои чаты, тематические странички в соцсетях, где они делятся информацией и планами. Выкладывают фото с экстремальных трюков и зарабатывают на этом деньги. Поэтому и расползается все как зараза".

Зацеперство в последние годы стало болью многих регионов страны. Не с такой криминальной бравадой, как в Екатеринбурге, но искать решение проблемы призывают многие.

Уже звучат призывы признать травматичное хобби опасным для общества явлением. Так, уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова предложила приравнять зацепинг к экстремистскому движению. Для борьбы с ним нужно ужесточить ответственность за вовлечение в него подростков, заявил в интервью РИА Новости первый замруководителя Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК Виктор Козлов.

В Екатеринбурге тоже предлагают действовать жестче и искать идейных вдохновителей. Президент фонда "Уральский родительский комитет" Евгений Жабреев уверен: чтобы получить "вакцину от вируса хулиганства", спрашивать надо в первую очередь со взрослых, а не детей. "Сейчас подростковая группа находится в особой зоне риска, - убежден Жабреев. - Самое дурное, что размещают в интернете, они тут же подхватывают. И этим пользуются для дестабилизации ситуации. Примеров множество: буллинг, суицидальные группы... Зацеперы просто очередная волна, уличная экстремальная мода, которая быстро распространилась среди молодежи. У них, конечно, есть свои соцсети, каналы в мессенджерах, через которые, как я думаю, уже взрослые люди подстрекают детей. И чтобы истребить эту заразу, необходимо оборвать нити, вычислять их и блокировать".

А депутат городской Думы Екатеринбурга Игорь Володин считает, что таких подростков необходимо наставлять на путь истинный показательными примерами. Например, отправлять в СИЗО... на экскурсию. Чтобы знали, что их там ждет. Идея неплохая. Вот только несовершеннолетних зацеперов там ничего не ждет. Нет на них сурового закона. Проведут беседу. И все! Может, еще родители всыпят по первое число, если узнают, что их сын опасный зацепер. Да и то не факт.

Комментарий

Мария Пишняк, юрист:

- Все идет из семьи, - заявляет моя мама, учитель русского языка и литературы. Как правило, хулиганами становятся те дети, родители которых с безразличием относятся к их воспитанию. Равнодушие порождает жестокость. Авторитет завоевывается не в семье, а на улице, среди таких же подростков, обделенных вниманием. Взрослые люди, делающие замечания на их неадекватное поведение, воспринимаются подростками как побуждение к антиобщественным действиям.

Поддаваясь на уловки организаторов таких групп, наши дети сами не осознают, как попадают в ловушку бесчинства. Действия таких группировок подростков, несомненно, вызывает общественный страх за свою безопасность и за жизнь своих детей. Однако только силами структурных подразделений МВД данная проблема не решится в полном объеме. В первую очередь необходима работа с опекунами детей и внедрение дополнительных занятий в школах с целью несовершения противоправных действий и понимания последствий от их "подвигов".

Подготовила Наталья Козлова.