
Но это еще не все. Для отечественных судов возрастом от 30 лет планируется ввести требование о ежегодном освидетельствовании на соответствие требованиям безопасности мореплавания и судоходства. С таких судов предлагается взимать повышенные портовые сборы, в том числе экологические. Ветхие иностранные суда также предложено отправлять на аналогичное освидетельствование, причем уполномоченной российской организацией.
Глава государства переадресовал предложение ОСК профильным зампредам правительства РФ Денису Мантурову и Виталию Савельеву. Они оперативно провели совещание, по итогам которого было поручено совместно с грузоотправителями составить реестр судов, попадающих под списание. Исходя уже из полученных цифр, рекомендовано сформировать предложения по продлению и расширению программы льготного лизинга гражданских судов.
Первыми на выдвинутую инициативу отреагировали рыбаки. В частности, во Владивостоке состоялось заседание членов Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП). В нее входят более 30 организаций края. Между тем у рыбаков Дальневосточного бассейна, мягко говоря, далеко не молодой флот. По данным исследования, которое провели "Опора России" и Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), предоставленного "РГ", в 2025 году дальневосточные моря бороздят 87 рыбацких судов возрастом старше 40 лет. Это 17 процентов всего промыслового флота в макрорегионе. Хуже того: по прогнозам к 2030 году таковых будет 260 (52 процента), а к 2035-му - 375 (75 процентов).
Президент АРПП Георгий Мартынов отметил, что ограничение эксплуатации судов рыбопромыслового флота по достижении ими определенного возраста может привести к существенному снижению вылова.
- При этом у нас нет уверенности, что данные меры будут способствовать обновлению флота в связи с текущей высокой загруженностью российских судоверфей, - заверил глава АРПП.
В ассоциации также напомнили, что при своевременной диагностике и ремонте возраст судна не мешает его безопасной эксплуатации.
- Суда, согласно требованию российского законодательства, проходят ежегодное техническое освидетельствование, - напомнил Георгий Мартынов. - А раз в пять лет проводится обследование для сохранения класса. Это гарантирует хорошее техническое состояние.
Рыбохозяйственные предприятия также поддержали позицию ВАРПЭ и заявили, что из предложения по ограничению возраста судов следует исключить рыбопромысловый флот. Иначе, по оценке специалистов, к 2030 году 65 процентов отечественных рыбопромысловых судов не смогут вести добычу и заходить в российские порты.
Руководитель АРПП также добавил, что при таких тенденциях "под нож" пойдет не только рыболовецкий флот, от работы которого напрямую зависит продовольственная безопасность страны. Под угрозой сухогрузы, аварийно-спасательный и пассажирский флот, учебно-парусные суда, научно-исследовательские и другие.

Представители компаний, входящих в АРПП, приняли решение подготовить обращение в правительство страны, в котором будут изложены все опасения рыбаков. Кроме того, тему обсудят совместно с Координационным советом общественных рыбохозяйственных организаций Дальнего Востока, чтобы вырабатывать консолидированную позицию.
- У нас есть учебные парусники "Седов" и "Крузенштерн", которым больше 100 лет! Самое "молодое" наше судно-спасатель построено в 1982 году в Финляндии. И так далее. Но не стоит думать, что рыбаки против обновления флота. Вовсе нет, - заверил глава АРПП. - Однако нужно быть реалистами. Планы той же программы "Квоты под киль", которая запущена с 2017 года, хронически не выполняются. Судостроители просто не справляются с заказами. У них есть сложности с оборудованием, комплектующими, с кадрами, наконец. Я уже молчу о финансах. Понятно, что свою негативную роль сыграли санкции, но к 2030 году вряд ли наши верфи сумеют серьезно нарастить выпуск судов. Важно отметить, что рыбная отрасль тоже закредитована сверх меры. Общая сумма кредитов, взятых рыбаками на строительство судов и рыбоперерабатывающих мощностей, превышает один триллион рублей.
Представители ВАРПЭ также заявили о риске для промысла. Там считают, что введение ограничений обернется падением объемов добычи водных биоресурсов на 40 процентов. К 2035 году лишь четверть флота сможет продолжать промысел, а вылов на Дальнем Востоке сократится в 3,7 раза, составив всего 950 тысяч тонн.
- Невозможность для значительной части флота заходить в российские порты, а это, напомним, по закону обязательная процедура, приведет к срыву поставок рыбопродукции, что негативно скажется на обеспечении рынков и объеме вылова, - подчеркнул президент ВАРПЭ Герман Зверев.
По сведениям ВАРПЭ, финансовое положение рыбопромысловой отрасли уже сегодня вызывает обеспокоенность. С 2021 года сальдированный финансовый результат снизился более чем вдвое, а суммарная задолженность выросла в два раза. Конечно, предприятия несмотря на это продолжают инвестировать в развитие. Однако необходимость срочного строительства новых судов, стоимость которых может превышать 15 миллиардов рублей за единицу, по мнению представителей ВАРПЭ, способна серьезно подорвать финансовую устойчивость отрасли.
Справка "РГ"
Объединенная судостроительная корпорация - крупнейший судостроительный холдинг страны, созданный в 2007 году. 100 процентов акций АО "ОСК" находятся в федеральной собственности. В корпорацию входят более 60 проектно-конструкторских бюро и специализированных научно-исследовательских центров, верфей, судоремонтных, приборостроительных и машиностроительных предприятий. Предприятия ОСК работают во всех крупных портово-транспортных узлах страны: от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Астрахани. На них трудятся более 120 тысяч человек.