Молодая предпринимательница с Сахалина развивает производство гастросувениров

Ружена Стафеева из Южно-Сахалинска выиграла грант в один миллион рублей на всероссийском конкурсе "Создай наше". Теперь вместе со своей семьей девушка продвигает бренд "НеВаренье" - гастросувениры из морской капусты, собранной на сахалинском побережье.
Мама и дочь - Ольга и Ружена Стафеевы - совместно развивают семейный проект, помогая и поддерживая друг друга
Мама и дочь - Ольга и Ружена Стафеевы - совместно развивают семейный проект, помогая и поддерживая друг друга / Ирина Троценко

Как и дома, в бизнесе главная - мама. Ольга Стафеева, она же известный сахалинский блогер, - вечный двигатель и генератор идей. Именно ей принадлежит задумка взяться за производство гастросувениров. Таких, чтобы туристов радовало сочетание цены, качества и… размера. И обязательно - чтобы это имело четкую ассоциацию с Сахалином.

- Мы хотели создать региональный аутентичный гастросувенир в среднем ценовом диапазоне, который был бы интересен гостям. С чем у приезжих ассоциируется Сахалин? Как правило, хотят взять в подарок икру, краба, рыбу, но это всегда дорого, громоздко и не факт, что доставишь в целости. Поэтому мы стали думать, что может быть связано с островом. Среди основных критериев - компактный размер, оригинальность и приятный вкус. И возникла идея использовать морскую капусту, о которой упоминал еще Антон Чехов в своем романе "Остров Сахалин", - рассказывает Ольга Стафеева.

Морскую капусту выбрали не только из-за классика литературы, но и за обилие в ней полезных свойств и пластичность - она может как сочетаться с другими продуктами, так и быть самостоятельным блюдом. Занявшись капустой, Стафеевы на практике узнали, что вкус ее зависит от побережья. Выбирая подходящую для своего особенного блюда, перепробовали столько, что теперь могут определить с закрытыми глазами, в какой точке региона ее собрали.

- От капусты, которая растет в Приморском крае, она тоже сильно отличается и на вкус, и по составу. На Сахалине ее более 200 видов. Собираем сами и берем у поставщиков, всегда пробуем - за качество мы отвечаем, и готовим как варенье с разными добавками. Потому и называется проект "НеВаренье с Сахалина" - оно не совсем сладкое и не ягодное. Даже немного с остринкой, - объясняет Ружена.

"НеВаренье" точно удобно везти туристу в другой регион - оно расфасовано в красиво оформленные баночки по 100 граммов. Много места не займет, и в качестве презента из путешествия идеально. Но заинтересовал продукт не только приезжих - местные тоже распробовали необычную добавку.

- По типу она как паста, только погуще. Взяли идею у японцев - у них очень понравилась начинка для онигири. Наш бренд-шеф адаптировал продукт под Сахалин и получилось нечто особенное - подобное мы еще на острове не встречали, - говорит Ольга.

К слову, бренд-шеф - муж Ольги Маннами Дайсукэ. 16 лет назад он приехал на Сахалин по работе, встретил здесь будущую супругу и остался. Сейчас он охотно включается в семейные проекты.

- Обычно все решения мы принимаем совместно. Ружена у нас отвечает за операционку, она все просчитывает и планирует, я работаю на продвижение. Помогает опыт - несколько лет уже развиваюсь как блогер, в соцсетях у меня свыше 60 тысяч подписчиков, - рассказывает Ольга.

Пока в линейке сахалинского "НеВаренья" шесть его видов, среди них есть пасты с клоповкой, устрицей, крабом, икрой минтая и морского ежа. Добавляют ее в любой гарнир: в рис, макароны или гречку. Отлично подходит к мясу и пельменям.

Пока в линейке сахалинского "НеВаренья" шесть его видов, среди них пасты с клоповкой, устрицей, крабом, икрой минтая и морского ежа

- Экспериментировали с разными добавками. Всегда опираемся на собственный вкус. Как-то сделали с устрицей, попробовали - не понравилось. Но приехали гости с материка и пришли в восторг! Мы удивились, но решает потребитель, конечно. Запустили серию с устрицей и не прогадали - люди берут, хвалят, - делится Ружена.

Изначально планировали - пасту будут фасовать в небольшую тару. Принялись за дело, и выяснилось, что сложно найти производителя, готового поставлять стеклянную тару нужного объема. Решили и эту задачу. Теперь каждая баночка сопровождается аннотацией и укладывается в коробочку - все-таки сувенир.

Реализовать проект семье Стафеевых помог региональный центр "Мой бизнес". Ружена проходила здесь бесплатное обучение по программе "Азбука предпринимательства". Теперь там ее мама сама дает уроки - делится опытом ведения блога. Говорит все по-честному, рассказывает, какие соцсети лучше "заходят", где активнее подписчики и чем стоит с ними делиться.

Пока продают "НеВаренье" на ярмарках мастеров-ремесленников и выставках, за прилавком всегда Ружена или ее мама, порой вместе. Осенью Стафеевых пригласили в составе сахалинской делегации на выставку "Улица Дальнего Востока" в рамках ВЭФ.

- Приятно, что наш товар смогли увидеть и попробовать жители других регионов ДФО. Теперь Сахалин у них будет ассоциироваться со вкусом "НеВаренья", - отмечает Ольга.

Подумывают Стафеевы и о маркетплейсах. Но это пока перспектива не ближайшего времени. Объясняют - со сложной сахалинской логистикой надо тщательно просчитать все риски, прежде чем выходить на платформы электронной торговли.

- Если работать, то все реально, - уверяет Ружена. - На полученные средства гранта конкурса "Создай наше" планируем масштабировать производство. Откроем свою точку продаж, закупим оборудование. Хотим расширить линейку товаров, добавить десерты и начать выпускать также посыпку для гарниров. Раз уж начали трудиться, надо развиваться!