Новый шелковый путь: Морская линия свяжет Калининград с Китаем

Новая морская линия свяжет Калининград с Китаем
Уже 12 ноября в тестовый рейс отправится контейнеровоз "Кристал Владивосток". Судно будет курсировать по новой морской линии между Калининградом и Санкт-Петербургом, главной задачей которой станет доставка грузов из Поднебесной в российский эксклав. Насколько этот маршрут окажется выгодным для бизнеса и жителей самого западного региона страны, выяснил спецкор "РГ".
За один рейс судно "Кристал Владивосток" может перевезти больше пяти тысяч тонн грузов.
За один рейс судно "Кристал Владивосток" может перевезти больше пяти тысяч тонн грузов. / crystalalliance.ru

Калининградское направление является для многих перевозчиков весьма перспективным, поскольку львиная доля товаров - свыше 60 процентов, по данным областного правительства, - завозится в регион паромами и сухогрузами.

Столь высокие показатели связаны с непростым геополитическим положением, в котором сегодня оказался российский эксклав. Литовские соседи всячески ограничивают железнодорожный и автомобильный грузовой транзит, объемы которого, по оценке экспертов, снижаются минимум на 25 процентов каждый год. Это увеличивает нагрузку на морской транспорт.

- В качестве примера можно привести 2022 год, когда морским каботажем доставляли больше двух миллионов тонн грузов. К концу 2025 года эта цифра может вырасти до пяти миллионов тонн. К сожалению, сегодня мы наблюдаем сценарий, когда объемы железнодорожного транзита снижаются минимум на четверть по году, - рассказал руководитель калининградского управления "Росморпорта" Андрей Мошков.

Поэтому любое новое судно, встающее на калининградские морские линии, делает логистику быстрее и удобнее.

Уменьшение расходов на перевалку в портах сделает китайские товары дешевле

С контейнеровозом "Кристал Владивосток" все несколько интереснее. Прямая доставка грузов в регион без необходимости дополнительной перевалки в Петербурге может положительно сказаться на их стоимости, убеждены эксперты.

- Китай оставался для Калининградской области очень дальним партнером. Северо-Западу в целом тяжело поворачивать на восток с экономической точки зрения, а российский эксклав еще и "отрезан" теперь уже недоброжелательными соседями в лице Польши и Литвы. Новая морская линия в перспективе позволит более эффективно доставлять комплектующие для калининградского автомобилестроительного завода, который активно локализует производство китайских машин, - прокомментировал финансовый аналитик Артур Поляков.

Упростится и доставка товаров народного потребления. Ведь уже в ближайшее время на территории Калининградской области построят сортировочный центр крупного российского маркетплейса. Теперь грузы из Поднебесной, которые раньше аккумулировали в Москве и Петербурге, быстрее попадут в регион. Уменьшение расходов на перевалку в портах в теории сделает китайские товары дешевле, убежден Поляков.

Порт Калининграда как никогда востребован. Литовские соседи ограничивают перевозки по суше, выручает море. Фото: РИА Новости

Важность китайского направления отмечают и в Балтийском металлообрабатывающем кластере. По оценке бизнеса, Поднебесная сохраняет лидерство в мировой металлургии. В 2023 году доля Китая на этом рынке составляла 54 процента мирового производства стали - свыше одного миллиарда тонн. В России за аналогичный период произвели лишь 75,8 миллиона тонн стали. По этой причине основными поставщиками металла для калининградских металлургов являются компании из Поднебесной, несмотря на их удаленность.

- Китай является ключевым партнером для отечественных компаний, включая металлотрейдеров нашего региона. Однако в последнее время азиатская логистика заметно усложнилась. Маршруты стали длиннее, выросли финансовые и временные издержки, начались заминки в китайских портах. Это связано, конечно, с санкционным давлением. А вот расчеты по внешнеэкономическим контрактам, напротив, упростились. Отпала необходимость в агентских схемах. Один из крупных банков осуществляет переводы нашим партнерам в Китае в течение одного дня. Мы надеемся, что эта позитивная практика сохранится, - подчеркнул вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области Олег Чернов.

На новую морскую линию, ориентированную на Китай, калининградские металлурги смотрят с оптимизмом, хоть и признаются, что уже приспособились и разработали собственные комбинированные маршруты. Металлопрокат завозят в эксклав по следующей схеме: автоперевозки по России - порт в Санкт-Петербурге - сухогруз - автомобильный транспорт по региону.

В целом тестовый рейс из Поднебесной в Калининград через Санкт-Петербург покажет, насколько маршрут окажется выгодным. Пока морские перевозки остаются дорогими: за одну тонну груза платят примерно на шесть тысяч рублей больше, чем за доставку сухопутным транспортом.

Улучшить ситуацию даже на новых направлениях могут, убеждены эксперты, только субсидии от государства. В федеральном центре подтвердили, что на обеспечение льготного тарифа в бюджете на 2026 год уже заложили пять миллиардов рублей.

Справка "РГ"

Сегодня Калининградскую область связывают с основной территорией России по морю больше 30 судов. Из них пять паромов - "Генерал Черняховский", "Маршал Рокоссовский", "Амбал", "Балтийск" и "Антей", а также универсальные ролкеры "Спарта" и "Спарта II".

Тем временем

На морскую линию "Усть-луга - Балтийск" после четырехмесячного простоя вернулся паром "Антей". Судно стояло на ремонте. Оно совершало четыре рейса в месяц и перевозило за раз более 90 грузовиков, не говоря уже о легковушкахи мотоциклах. Выход парома из строя привел к перегрузке остальных судов. Теперь "Антей" снова в строю.