
О проекте изменений в налоговое законодательство региона сообщил Виталий Шовтак - и.о. министра экономического развития Новосибирской области. По его словам, региональное правительство в сложных экономических условиях идет на налоговые послабления для повышения инвестиционной активности.
Предлагается ввести налогово-инвестиционный вычет (НИВ) для компаний, занимающихся комплексной застройкой, - уменьшить с 17 до 5 процентов налог на прибыль на 80 процентов затрат на инфраструктуру. По оценке специалистов, это должно дать региону 20 новых школ, детских садов и других социальных объектов.
Аналогичную меру по НИВ на налог на прибыль предлагается ввести и для малых технологических компаний. Это должно стимулировать инновационное развитие.
И в-третьих, планируется изменить условия заключения специализированных инвестиционных контрактов. Сейчас бизнес может заключать их на конкурсной основе лишь с Российской Федерацией, предлагается перевести это на региональный уровень.
- Речь идет о предприятиях, осваивающих производство новой промышленной продукции, которой нет аналогов в России, - пояснил Виталий Шовтак.
Тему продолжил министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко.
- Предлагаемые изменения позволят более справедливо распределять налоговую нагрузку, - сообщил министр.
Предлагается повысить ставку налога на дорогостоящую недвижимость. По данным областного минфина, в регионе всего сто объектов стоимостью более 300 миллионов рублей. Другая мера - снизить порог площади торгово-офисных помещений, с которого налог на имущество рассчитывается по кадастровой стоимости, с 3000 до 1500 квадратных метров. По оценке минфина, это принесет в казну 700 миллионов рублей в год.
Председатель комитета Ирина Диденко отметила, что рост налоговой нагрузки всегда воспринимается болезненно. И в обсуждении таких вопросов всегда необходимо учитывать мнение бизнеса.
- Была инициатива изменить подходы по налогу на имущество с 2026-2027 годов, но мы сегодня нашли компромиссное решение и договорились отложить это на год, - отметила Ирина Диденко. - В чем я вижу большой плюс - в том, что мы формируем все заранее. Предприниматели смогут без спешки и аврала внести необходимые изменения в свои бизнес-процессы.
Третья мера - настройка налоговой системы с учетом требований федерального законодательства. Речь идет об индивидуальных предпринимателях, работающих по патентам. Величину возможного годового дохода предлагается уточнять ежегодно с учетом инфляции. Эти налоги поступают в местные бюджеты, по оценке специалистов, прибавка составит 275 миллионов в год.
О реализации Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года депутатам рассказал Виталий Шовтак. По его словам, ключевые показатели по итогам 2024 года были достигнуты на 75 процентов. Так, считая с 2018 года, валовый региональный продукт вырос на 20 процентов, а производительность труда - на 21,8. В то же время ряд показателей не был достигнут - так, численность занятых в МСП оказалась на 15 процентов ниже показателя.
Депутат Николай Машкарин отметил необходимость введения реперных точек реализации стратегии по годам, ведь после 2018-го произошло столько важных событий, что это не могло не повлиять на развитие региона.
Виталий Шовтак согласился с необходимостью коррекции и рассказал, что в будущем году будет составлен прогноз развития региона, на основе которого в 2027-м будет скорректирован план мероприятий по реализации стратегии.
Наиболее бурные дебаты вызвал вопрос о безвозмездной передаче ста процентов акций МУП АО "Спецавтохозяйство" из муниципальной собственности в государственную - на уровень региона. По оценке министерства ЖКХ и энергетики, для стабилизации ситуации потребуются бюджетные вливания в размере миллиарда рублей. Депутаты поинтересовались, есть ли шанс вывести убыточное предприятие на самоокупаемость. После обсуждения все согласились с тем, что тут предстоит много работы, но ее необходимо делать.
Комментарий
Ирина Диденко, заместитель председателя Заксобрания Новосибирской области:
- Акции предприятия мы принимаем безвозмездно, но мы должны оценить социально-экономические последствия этого решения. Получат ли жители нашего региона качественные услуги по вывозу ТКО? Не подскочат ли тарифы? МУП "САХ" - региональный оператор, а все полномочия по обращению с отходами относятся к ведению субъектов Федерации. Поэтому все депутаты согласились, что региональный оператор должен быть не в муниципальном управлении, а в областном. С целью упорядочения всех процессов нужно передать его на региональный уровень. И мы рассчитываем, что качество управления и контроля возрастет. Но бюджетный комитет должен дать оценку возможным социально-экономическим последствиям. И сегодня министр ЖКХ подтвердил, что пока роста тарифов не будет. Тем не менее затраты бюджета будут довольно большие, хотя пока точных цифр нет. В нашем решении мы выразили пожелания правительству, чтобы принятие в управление АО "САХ" не отразилось на уровне выполнения социально значимых задач, стоящих перед Новосибирской областью.