
Интересно, что Яна Бурлакова - действующая чемпионка мира в гите на 500 м (спринтерская гонка со стартом с места). Но защитить титул Яна точно не сможет. Разобрались с Яной, почему, а также обсудили ее шансы на борьбу за другие медали.
Женскую дистанцию на 500 м убрали. Что для вас значит статус последней чемпионки в гите и настраиваетесь ли как-то по-особенному на новые 1000 м, чтобы "закольцевать" эту историю?
Яна Бурлакова: Никогда не акцентировала на этом внимание. Я просто очень рада тому факту, что стала чемпионкой мира. Это был мой первый титул и, надеюсь, не последний. Но честно признаюсь: расстроена, что гонку 500 м с места убрали. Я только начала ее ездить, начала показывать результаты, потому что у меня отличный старт. А 1000 метров - совсем другая тема. Мы среди гонщиков называем ее мужской дистанцией, требующей большой выдержки, характера. После нее ты всегда "умираешь". Это самая тяжелая дистанция. Там уже важнее не мой коронный старт с места, а удержание скорости. У других девочек появляется больше шансов. Конкуренция становится выше. И только моего преимущества на старте уже недостаточно для победы. Но, конечно, будем бороться.
Какие еще качества для этого нужны?
Яна Бурлакова: Хороший старт, включение, то есть взрывная мощность, просто мощность, выносливость, сила, педаляж (техника работы педалями). В принципе у меня все есть. В этом и мой плюс. Как раз месяц назад в Питере я показала хорошее время. Первый раз ехала эту дистанцию, и мне чуть-чуть не хватило до рекорда мира. Будем стараться здесь его перебивать.
Трек в Сантьяго быстрый?
Яна Бурлакова: Трек достаточно стандартный. Но геометрия у него интересная: виражи длинные, а прямые покороче, из-за чего результаты на этом треке действительно должны быть побыстрее. Правда, у меня секунды на тренировках были не очень. Но где-то внутри чувствую, что все будет хорошо.
В этот момент не вспоминаете все свои былые приключения? В прошлом году вы одна поехали на чемпионат мира. Были сложности по логистике, с поломкой велосипеда. На ЧЕ-2025 выиграли спринт с температурой...
Яна Бурлакова: Тогда я сильно расстраивалась, все спрашивала: "Почему я? Что я сделала не так?" Но в итоге ведь все складывалось в мою пользу. Так что вы правы: сейчас меня даже пугает, когда все идет хорошо. Например, я боялась, что коробки с велосипедами не придут вовремя - перелет ведь большой, с пересадками (наши гонщики добирались 40 часов. - Прим. "РГ"). Успокаивала себя так: если что-то плохое случится сейчас, значит, на гонках все будет хорошо. Но с велосипедами обошлось без проблем. И вообще не было никаких казусов. Это немного настораживает. Мы же привыкли идти через тернии к звездам. Но не хочу искать в этом знаков, надеюсь, это все лишь стечение обстоятельств. И все сложится прекрасно.
В последние годы в элиту велотрека ворвались две россиянки - вы и Алина Лысенко. И зачастую в решающих стадиях вы выбиваете друг друга, как было в четвертьфинале на ЧЕ.
Яна Бурлакова: Мы уже привыкли соперничать. С самого начала мы конкурировали на любых соревнованиях в России. Но обидно, когда встречаешься в решающих заездах на международных турнирах. Хочется привезти медалей по максимуму, чтобы у каждой был шанс подняться на пьедестал. А иногда так получается, что выбиваем друг друга. Но ничего с этим поделать нельзя. Поэтому боремся.
Вы с Алиной больше конкурентки, но у нас был настоящий тандем Войнова - Шмелева - чемпионки мира в командном спринте, призеры Игр. Вы же успели и с ними, и против них погоняться?
Яна Бурлакова: Анастасия и Дарья были моими кумирами. Я училась на их заездах. После каждой тренировки мы с тренером разбирали старт с места, спринтерские заезды, кейрин. Он мне объяснял нюансы на их примере. Потом я начала с ними соревноваться. Конечно, проигрывала и по опыту, и по скорости, и по силам. Но, в первую очередь, была проблема не с физикой, а с головой: не верила, не допускала мысли, что могу их обогнать. Просто бросала крутить педали. Очень долго с этим боролась, но преодолела себя.
Вы и вне трека общаетесь. Были гостьей Войновой в ее проекте "Корреспондент на колесах". Понравилось общаться со знающим интервьюером?
Яна Бурлакова: Очень здорово. Настя в теме. Мне не нужно подбирать слова, объяснять, могу говорить нашим сленгом, терминологией. С ней просто разговаривать. И не только про спорт, но и про семью, про планы на будущее.
Ваш муж Данила Бурлаков тоже гонщик-спринтер. Приходится дома разделять работу и личную жизнь?
Яна Бурлакова: Никогда с этим не было проблем. Мы же познакомились благодаря велоспорту. Это наша жизнь. Не представляю, как разделять спорт и личное? И вообще зачем это делать? Мы всегда поддерживаем друг друга. В любой момент звоню мужу, маме, как это было на чемпионате Европы, когда выходила на старт с температурой и было очень тяжело. Они знают, что я немножко пожалуюсь, поплачу и вернусь в свое боевое состояние.
Данила не получил нейтральный статус. Сложный был момент? И вообще как пережили ситуацию с отстранением и постепенным возвращением на мировую арену?
Яна Бурлакова: Когда Данила не получил допуск, погрустили, но жизнь на этом не закончилась. Он продолжает тренироваться, совершенствоваться. Так же и у меня было. Я не зацикливалась на отстранении, а делала свою работу. Пока все гонялись, мы усердно работали. И за счет этого, выйдя на мировую арену, мы и показывали хорошие результаты.
Было ли от супруга напутствие перед этим ЧМ?
Яна Бурлакова: Перед тем как я уезжаю на соревнования, он традиционно говорит, что будет скучать.
Вы по разным причинам пропустили Игры в Токио и Париже. Олимпийская мечта остается?
Яна Бурлакова: Надеюсь, что в 2028 году получится поехать в Лос-Анджелес и хотя бы просто окунуться в атмосферу Олимпиады. А если завоюю медаль, то это верх моих мечтаний.