Россия продолжает поставлять ГСМ в Кыргызстан

Россия, несмотря на возникшие трудности - атаки на нефтеперерабатывающие заводы и биржевой рост стоимости топлива, - продолжает выполнять свои обязательства по поставкам горюче-смазочных материалов в Кыргызстан. И по-прежнему делает это на беспошлинной основе. Однако цены на республиканских автозаправках (АЗС) медленно, но верно растут, внося свой весомый вклад в общую картину инфляции в стране. Что делают в такой ситуации власти КР?
Бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке республики дорожают с середины лета 2025 года.
Бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке республики дорожают с середины лета 2025 года. / ria.ru

Пересели на автобусы

Азамат - автолюбитель со стажем и большим желанием пользоваться своим "железным конем" для различных поездок по Бишкеку и за его пределами. Но в последнее время он старается делать это только в случае крайней необходимости. "Цены на бензин на АЗС с начала осени выросли на несколько сомов за литр. И я уже не могу позволить себе ездить на машине так же часто, как раньше. Еще нужно учитывать тот факт, что в городе на дорогах стало намного больше пробок, из-за которых ощутимо увеличивается расход топлива. Поэтому, к примеру, на работу я теперь езжу на автобусе", - рассказал он.

И Азамат не одинок в своем мнении. Проведенный на днях мэрией Бишкека соцопрос показал, что сегодня общественный транспорт в столице выбирают около 40 процентов жителей. И примерно столько же пока предпочитают личные авто или такси. Остальные ходят пешком или ездят на самокатах и велосипедах. "Исследование позволило выявить основные маршруты и цели передвижения жителей. Самое популярное место - центр города, куда совершается большинство поездок", - отметили в мэрии.

Наблюдают за ситуацией

Цены на ГСМ в республике действительно выросли. С сентября бензин двух наиболее популярных марок АИ-92 и АИ-95 подорожал на 3,5 сома. На момент написания этой статьи в одной из сетей АЗС топливо стоило уже более 73 и 79 сомов соответственно. А стоимость "дизеля" увеличилась примерно на 50 тыйынов.

В Службе антимонопольного регулирования (САР) в связи с происходящим провели рабочую встречу с республиканскими нефтетрейдерами, в ходе которой стороны обсудили ситуацию на рынке ГСМ. В ведомстве рекомендовали строго соблюдать требования закона о конкуренции; не допускать резкого повышения цен на нефтепродукты и сжиженный углеводородный газ; обеспечить необходимые запасы горюче-смазочных материалов для насыщения рынка и предотвращения дефицита.

В САР, кстати, назвали повышение цен "незначительным" и связали его с "ростом отпускной стоимости на российских нефтеперерабатывающих заводах и временным сокращением объемов поставок". При этом уже через несколько дней после встречи глава службы Женалы Орозбаев в интервью госагентству "Кабар" предупредил предпринимателей, которые будут безосновательно поднимать цены на горюче-смазочные материалы, о привлечении к ответственности.

- Бензин и дизельное топливо относятся к социально значимым товарам, поэтому государство вправе вмешаться в случае попыток искусственного завышения цен, - заявил Женалы Орозбаев. - У нас есть специальный план действий на такой случай. Пока мы наблюдаем за ситуацией на рынке и стараемся действовать с пониманием. Топливо - это биржевой товар. Так как у нас собственное производство ограничено, мы зависим от поставок из России, и поэтому повышение цен на мировом рынке напрямую отражается и на нас.

За счет компенсаций

Как сообщили в минэнерго КР, поставки нефтепродуктов в республику осуществляются в рамках межправительственного соглашения с Россией, заключенного еще в 2016 году. "Это позволяет обеспечить внутренние потребности страны", - отметили в министерстве. Ежегодно Кыргызстан "сжигает" около 1,6 миллиона тонн ГСМ, из которых примерно 95 процентов импортирует из РФ. По данным минэнерго, в 2025 году поставки идут в штатном режиме.

- С середины лета 2025 года на внутреннем рынке наблюдается рост цен на бензин и дизельное топливо. Это связано с удорожанием нефти на мировом рынке, а также с проведением планового и внепланового ремонта на отдельных нефтеперерабатывающих заводах России, - пояснили в министерстве.

Некоторые эксперты в республике призывают кабмин искать других поставщиков. Однако сделать это очень непросто. Наиболее удобный альтернативный вариант - импортировать ГСМ из Казахстана. Но, по словам Женалы Орозбаева, топливо в соседней стране продается населению по низким ценам за счет компенсаций из бюджета, в то время как его экспортная стоимость существенно выше.

- Если Кыргызстан заключит соглашение с Казахстаном на импорт ГСМ, цена превысит стоимость топлива из России, что экономически невыгодно, - подчеркнул глава антимонопольного ведомства КР. - Никто не ограничивает нас в покупке топлива у Казахстана, но на данный момент этот вариант нецелесообразен с экономической точки зрения.

Тем временем

Завод ждет нефти

Не так давно в КР после почти четырехлетнего простоя запустили крупнейший нефтеперерабатывающий завод "Джунда". На предприятии провели капитальный ремонт, завершили пусконаладочные работы. Планируется, что до конца года завод должен выйти на полную мощность, производя 800 тысяч тонн ГСМ - бензина класса К4 и К5 - в год. Однако для этого заводу нужна нефть. Ранее именно нехватка "черного золота" - в Кыргызстане ежегодно добывают всего 200-250 тысяч тонн сырья - стала одной из причин, по которым "Джунда" работала с перебоями. И решить эту проблему могли опять же поставки из России.

- Мы вели переговоры с РФ об изменении баланса поставок ГСМ в республику. Мы хотели бы получать их часть в виде сырой нефти для завода в Кара-Балте. Если бы это удалось сделать, то можно было бы покрыть 60 процентов потребности Карабалтинского завода в "черном золоте", - отметил бывший в 2013 году министром экономики Темир Сариев.

Однако крупные поставки сырой нефти в КР из РФ так и не начались. Российская сторона, насколько известно, была готова завозить сырье на беспошлинной основе, но с условием, что полученное из него топливо будут реализовывать только на внутреннем рынке страны. С этим оказались не согласны владельцы завода, которые хотят экспортировать за рубеж полученные в результате переработки ГСМ.

В итоге построенный за 250 миллионов долларов НПЗ "Джунда" с момента запуска в 2014 году работал на 15-20 процентов от своей мощности и успел произвести перед своей полной остановкой чуть более 300 тысяч тонн горюче-смазочных материалов при годовой потребности страны в 1,2 миллиона тонн.

Кстати

Председатель кабинета министров КР Адылбек Касымалиев провел совещание по вопросам обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами. По официальным данным, обсуждались поставки, резервы и логистика топлива. Особое внимание на встрече уделили предотвращению дефицита и контролю цен на горюче-смазочные материалы.

По итогам совещания глава кабмина поручил усилить контроль за формированием цен на ГСМ, создать достаточные запасы и оперативно реагировать на изменения на рынке. По его словам, обеспечение граждан и предприятий топливом в нужном объеме остается приоритетом кабинета министров.

Ранее, напомним, в КР ввели запрет на экспорт нефти и нефтепродуктов из республики за пределы ЕАЭС.