В Черноземье появилась первая гастрономическая премия

Рестораторы Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой и Тамбовской областей могут получить новую гастрономическую премию. "Терки" - первая попытка осмыслить и ранжировать ресторанную отрасль в Черноземье. Прием заявок уже вовсю идет, а 1 декабря назовут лучших из лучших. В чем смысл премии и ее польза не только для ресторанного бизнеса, "РГ" рассказали ее организаторы - Алексей Филиппов и Анастасия Позднякова.
Анастасия Позднякова и Алексей Филиппов: "Терки" - большой медиапроект.
Анастасия Позднякова и Алексей Филиппов: "Терки" - большой медиапроект. / Кирилл Бобкин

Как вообще появилась идея премии и почему вы решили ее организовать?

Алексей Филиппов: Идея возникла у самой отрасли - рестораторы сетовали на то, что в миллионном городе не хватает гастрособытий, отрасль разобщена и локальная премия была бы полезна как драйвер. При этом сами они не могут ее организовать из-за аффилированности: организатор должен быть равноудален от всех участников, чтобы никто никого не мог обвинить в предвзятости.

По своим другим проектам мы уже работаем с отраслью около пяти лет плюс имеем опыт организации других премий, а их механики в общем-то одинаковы. Так что решили попробовать.

В чем основная идея премии?

Алексей Филиппов: Дать срез и какое-то понимание, что вообще происходит: отрасль активно развивается, рестораны открываются и закрываются, посетителям нужно какое-то ранжирование.

Но с этим прекрасно справляются агрегаторы типа Tripadvisor.

Алексей Филиппов: У них расчет скорее на туристов. А мы хотим, чтобы местные жители тоже имели представление о том, где хорошо, где плохо, где вкусно, у кого интересный интерьер, кто лучше в сервисе.

Но и гастротуризм, конечно, имеем в виду: эта сфера активно развивается, на один из наших сервисов и до старта премии постоянно сыпались вопросы от путешественников, где лучше поесть. Поэтому важной частью премии станет печатный гид по ресторанам. И важна именно бумага: в интернете можно получить список точек общепита, почитать отзывы людей (а о вкусах все-таки не спорят, можно и "не попасть"), а здесь будет срез с мнением профессионалов, почему тот или иной ресторан, кофейню, бар стоит посетить. Распространять выпуск будем, например, по отелям.

Пока сделаем гид по воронежским заведениям, но в дальнейшем хотим печатать такие и по другим регионам.

Почему вообще решили расширить премию на Черноземье?

Анастасия Позднякова: В Воронеже все и так друг друга знают, а новые регионы - это и возможность узнать, что у других, понять, куда можно двигаться дальше.

Кроме того, Черноземье - макрорегион аграрный, а мы делаем ставку на локальность, использование местных продуктов, произведенных здесь. Это не только разные вкусы - это еще и возможность открыть новые места, свести рестораторов и поставщиков. Кто, например, знает, что в Курске есть улиточная ферма?

Заявки вы принимаете с 1 по 31 октября. Интерес рестораторов есть?

Анастасия Позднякова: Да, заявок много, более чем за две недели со старта получили уже более 150. Однако они распределены неравномерно. В рейтинговые номинации - "Рестораны", "Кафе и кофейни" и "Бары и рюмочные" - заявок много. А вот в личные - "Шеф года", "Официант года", "Бармен года", "Сомелье года", "Открытие года" и "Событие года" - почти нет.

Алексей Филиппов: Кадры - одна из главных проблем отрасли. Возможно, рестораторы просто запрещают участвовать, чтобы потом победителей не переманили (смеется. - Прим. ред.).

Как собираетесь добиваться доверия? Вот у наших рестораторов возникли очередные вопросы к премии WHERETOEAT: совершенно непонятное ранжирование по местам, да и побеждают там в основном заведения из города, в котором награду вручают.

Алексей Филиппов: Воронеж крупнее соседей в разы, заведений больше, и, есть мнение, у других городов шансов меньше: мол, зачем Курску участвовать, если все равно победят воронежские. Но это необязательно так.

У нас есть народное голосование - это как раз способ дополнительно заявить о себе с помощью лояльной аудитории, подписчиков. Причем оно идет на нашем сайте, так что возможность накруток максимально минимизирована. Опыт организации других премий есть: видим и аномальное голосование, и объявления о покупке голосов.

Но куда больший вес будут иметь мнения экспертов - это участники рынка, которые не могут оценивать свои проекты, но прекрасно знают ситуацию в своих городах и не только, в своих и смежных сегментах отрасли. Причем здесь тоже будет ранжирование: например, мнение шеф-повара с 20-летним стажем куда значимее, чем условного блогера. Их голоса считают математически, так что итоговая оценка будет максимально объективной.

Как избежать в таком случае позитивного голосования за друзей и негативного - за конкурентов-"врагов"?

Алексей Филиппов: Только увеличением числа экспертов - за массой экстремумы нивелируются. Сейчас у нас во всех городах около 50 экспертов, планируем довести их количество до 70-100. Причем у каждого будет обязательное требование оценить определенное число заведений, а сверху они могут еще анализировать другие.

Ну и сама по себе премия - это только вершина айсберга. "Терки" - большой медиапроект. На базе результатов премии в течение года будет формироваться контент с обзорами, подборками, интервью, печатный гид опять же. И если сейчас мы только по итогам нескольких месяцев оцениваем, то дальше проект будет уже идти весь год - можно будет заявиться в январе, эксперты оценят, а уже итогом станет награждение лучших.

Анастасия Позднякова: Причем у нас предполагается самая разная градация - будут фильтры по регионам, по посадке, по среднему чеку, по еще много чему. То есть даже две разные точки одной сети могут быть оценены по-разному: есть какие-то общие вещи, но интерьер может отличаться, локация другая, даже шеф-повара, хоть имеют одинаковые набор блюд и технологию, все равно готовят чуть-чуть по-разному.

То есть какое-нибудь кафе в общем списке может оказаться на 50-м месте, но в своей весовой категории будет уже пятым.

И чем раньше заявиться на премию, тем больше пользы можно получить. Это и опыт участия, и мнения экспертов - некоторые уже передают нам оценки, и мы их в анонимном виде передаем участникам, чтобы они понимали, где и что уже можно улучшить.

Экономический эффект от премии уже просчитывали? Даст ли прирост гостей в заведения?

Анастасия Позднякова: Любое упоминание об участии или победе в премии - даже если про нее никто не знает - увеличивает доверие.

Алексей Филиппов: Местным жителям и туристам точно будет легче сориентироваться. Вообще, есть исследование, что каждая звезда в рейтинге зарубежного справочника Yelp дает плюс 10 процентов к выручке ресторана. Стремимся к такому же.

Ну и, наконец, почему "Терки"?

Алексей Филиппов: Да как-то сразу название появилось такое. Терки - это кухонная утварь, но в переносном смысле еще и некое противостояние, элемент конкуренции.