Если у компании есть четкие схемы оплаты и поставки, то она может успешно функционировать и выпускать ту продукцию, к которой потребитель уже привык. В противном случае приходится прибегать к услугам российских поставщиков душистого сырья, а их ограниченный ассортимент затрудняет создание сложных парфюмерных композиций.
Российский парфюмерный рынок находится на стадии зарождения. До сих пор в стране производятся в основном простые отдушки для бытовой химии. Здесь пока нет компаний, способных создавать сложные ароматические композиции на основе сырья известных брендов. Многие по-прежнему завозят отдушки из Европы.
Тем не менее в последние годы наши производители из-за ухода большинства дистрибьюторов начали активно переходить на отечественное сырье, сокращая объемы импорта. Привоз, скажем, 100 килограммов готовой отдушки, в частности из Турции, обходится в среднем в 1,7 миллиона рублей. Для сравнения: в России аналоги или продукцию того же класса можно найти за 1,6 -1,8 миллиона.
Основой любой отдушки является вещество, в котором растворяют различные эфирные масла и синтетические душистые вещества. Математика каждой позиции складывается из стоимости растворителей. Любопытно, что европейские вендорские компании закупают готовые душистые вещества в Юго-Восточной Азии. У себя они их стандартизируют и затем продают изготовителям отдушек. В Россию можно ввозить душистое сырье тех же азиатских фабрик - выигрывая по транспортному плечу, стоимости и срокам поставки. Конечная цена на ходовые позиции на Москве будет на 15-20 процентов ниже, чем в порту Барселоны или Мадрида.
Основные запросы для российских производителей касаются копий европейских брендов, и в нашей стране их уже успешно выпускают. Экспорт душистой продукции несколько изменился, и теперь отечественные парфюмеры больше ориентированы на внутренний рынок. Причины очевидны: логистические сложности и дополнительные платежи делают затруднительной ценовую конкуренцию с европейскими производителями.
Основные вызовы для нашей отрасли включают наращивание ассортимента сырья и развитие образовательной базы для подготовки парфюмеров. Российские компании должны расширять ароматическую палитру и развивать сложные парфюмерные композиции.
Основная же стратегия адаптации заключается в поиске альтернативных схем оплаты и логистики для приобретения иностранного сырья, без которого пока не обойтись.
На фоне санкций для российских парфюмеров, готовых производить продукцию по европейским стандартам, копировать и замещать отдушки ведущих брендов, открылись широкие перспективы. Локальная логистика становится более удобной для клиентов, местные производители дают возможность отсрочки платежей. Появляются образовательные программы и лаборатории, где разрабатываются новые ароматы. Некоторые компании уже начали синтезировать молекулы - от инвестиций в такое производство зависит развитие отрасли в РФ.