Эксперт: Российские парфюмеры переходят на отечественное сырье

Текущее состояние российского парфюмерного рынка можно охарактеризовать как благополучное, но только для тех, кто наладил логистику импорта исходных компонентов. Санкции не распространяются на отдушки, но затрагивают около 90 процентов душистого сырья, из которого они производятся. Это создает сложности с оплатой и доставкой.

Если у компании есть четкие схемы оплаты и поставки, то она может успешно функционировать и выпускать ту продукцию, к которой потребитель уже привык. В противном случае приходится прибегать к услугам российских поставщиков душистого сырья, а их ограниченный ассортимент затрудняет создание сложных парфюмерных композиций.

Российский парфюмерный рынок находится на стадии зарождения. До сих пор в стране производятся в основном простые отдушки для бытовой химии. Здесь пока нет компаний, способных создавать сложные ароматические композиции на основе сырья известных брендов. Многие по-прежнему завозят отдушки из Европы.

Тем не менее в последние годы наши производители из-за ухода большинства дистрибьюторов начали активно переходить на отечественное сырье, сокращая объемы импорта. Привоз, скажем, 100 килограммов готовой отдушки, в частности из Турции, обходится в среднем в 1,7 миллиона рублей. Для сравнения: в России аналоги или продукцию того же класса можно найти за 1,6 -1,8 миллиона.

Основой любой отдушки является вещество, в котором растворяют различные эфирные масла и синтетические душистые вещества. Математика каждой позиции складывается из стоимости растворителей. Любопытно, что европейские вендорские компании закупают готовые душистые вещества в Юго-Восточной Азии. У себя они их стандартизируют и затем продают изготовителям отдушек. В Россию можно ввозить душистое сырье тех же азиатских фабрик - выигрывая по транспортному плечу, стоимости и срокам поставки. Конечная цена на ходовые позиции на Москве будет на 15-20 процентов ниже, чем в порту Барселоны или Мадрида.

Основные запросы для российских производителей касаются копий европейских брендов, и в нашей стране их уже успешно выпускают. Экспорт душистой продукции несколько изменился, и теперь отечественные парфюмеры больше ориентированы на внутренний рынок. Причины очевидны: логистические сложности и дополнительные платежи делают затруднительной ценовую конкуренцию с европейскими производителями.

Основные вызовы для нашей отрасли включают наращивание ассортимента сырья и развитие образовательной базы для подготовки парфюмеров. Российские компании должны расширять ароматическую палитру и развивать сложные парфюмерные композиции.

Основная же стратегия адаптации заключается в поиске альтернативных схем оплаты и логистики для приобретения иностранного сырья, без которого пока не обойтись.

На фоне санкций для российских парфюмеров, готовых производить продукцию по европейским стандартам, копировать и замещать отдушки ведущих брендов, открылись широкие перспективы. Локальная логистика становится более удобной для клиентов, местные производители дают возможность отсрочки платежей. Появляются образовательные программы и лаборатории, где разрабатываются новые ароматы. Некоторые компании уже начали синтезировать молекулы - от инвестиций в такое производство зависит развитие отрасли в РФ.