
Предложение озвучил заместитель секретаря Общественной палаты, академик РАО Владислав Гриб. Педагоги считают, такая инициатива не пойдет на пользу: год детства - это очень много.
Тема острая, особенно учитывая, что в школе сегодня новинок и изменений и так с лихвой. Кроме того, еще год назад звучали совсем другие предложения - сократить обучение чуть ли не до 8 лет. Тогда всех "протрясло", но дискуссия утихла. Теперь новые вводные.
- В большинстве стран мира обучение начинается с шести лет. Во многих странах - технологических лидерах - в США, Японии, Китае, Южной Корее - 12-летнее обучение. А в ряде стран начинают учиться даже с пяти лет, - рассказал Владислав Гриб "Российской газете". - Мы видим, что существующие учебные программы усложняются, появляются новые дисциплины.
В пример Владислав Гриб привел Объединенные Арабские Эмираты. Там уже с 5-го класса преподается искусственный интеллект как отдельный предмет.
- Общаюсь с учителями и слышу мнения, что за 11 лет далеко не все школьники усваивают те дисциплины, которые есть сегодня, - отметил эксперт. - Надо понимать, что объем информации с каждым годом увеличивается. И нам от этого никуда не деться - это вызовы сегодняшнего дня.
По мнению председателя Общественного совета Минпросвещения, учителя истории и обществознания Дмитрия Лутовинова, это заявление может поменять всю систему общего образования. Но насколько оно целесообразно?
- Моей дочери сейчас как раз 6 лет, мы активно готовимся к школе, она любит учиться, но я как родитель хотел бы еще на год продлить ей детство, - прокомментировал Лутовинов. - Давайте не будем забывать о возрастной психологии. Основная деятельность ребенка с 3 до 7 лет - игра.
- Детство - не гонка за знаниями, это время становления личности. В пять-шесть лет ребенок должен играть, познавать мир через творчество и общение, а не сидеть за партой. Мы своими руками пытаемся отнять у детей беззаботное детство. Разве это правильно? - поделилась с "РГ" советник директора по воспитанию барнаульского лицея N 73 Наталья Смарыгина.
По словам Смарыгиной, в России уже есть механизмы, которые обеспечивают качественное образование в каждой российской школе - федеральные образовательные стандарты и программы.
- Давайте совершенствовать их, а не растягивать процесс обучения! Дайте детям быть детьми - с их мечтами, играми и постепенным, естественным взрослением.
Преподаватель английского языка из Читинского педагогического колледжа Елена Батоева обратила внимание на логопедические риски.
- Не у всех, к сожалению, есть возможность оплачивать дополнительные частные занятия с логопедом, а в детском саду в этом направлении с детьми начинают работать только с 5-6 лет, - комментирует педагог. - В школу пойдут дети-шестилетки, у которых не было возможности подготовиться и устранить трудности в речи вовремя.
Елена Приступа, директор Института развития, здоровья и адаптации ребенка:
"Возраст начала школьного обучения в России по закону - 6 лет 6 месяцев. Это обусловлено психофизиологическими особенностями готовности к школе. Полгода или год - целая эпоха в развитии дошкольников и младших школьников. Эффективность 11-летнего обучения подтверждается высокими результатами в олимпиадном движении старшеклассников - у наших ребят первые места по всем направлениям на международных школьных соревнованиях. Важно работать над качеством образования, а не над увеличением обучения до 12 лет".
В Минпросвещения заявили: учебные программы в современной школе выстроены так, чтобы не только соответствовать возрасту учеников, но и учитывать особенности развития каждого ребенка.
- Введенные федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные программы обеспечивают качественное образование в каждой школе страны, - говорится в сообщении ведомства. - Любая новая инициатива должна проходить тщательное обсуждение и экспертизу, учитывать мнение профессионального сообщества, родителей и самих школьников. Важно оценить возможные последствия изменений, риски и преимущества.