
Володе Аграновичу нравилось жить в Константиновке его детства. Не важно - советской, украинской, донбасской. Достоинства города тогда измерялись не госпринадлежностью. Просто у них там был большой красивый дом. И все хорошо, благополучно. Мама в банке работала. Отец - менеджер на заводе.
А у него, хоть и отучившегося в Донецком университете на финансиста и поработавшего в банке, душа лежала к одному - снимать кино. Но возможностей снимать кино всегда немного, И он стал снимать свадьбы, "мероприятия, рекламные ролики. Но думал, что, может быть, как и мама, продолжит работать в банке.
Но в 2014-м, после 2 мая в Одессе, отец ушел воевать. В отряд Моторолы, позже ставшего Спартой. Воевал все восемь лет. На СВО потерял ногу, сейчас на протезе.
Ушел и брат отца, Володин крестный, главный инженер водоканала - в Славянск. Погиб. Володя успел снять крестного в боях и вставил кадры с ним в свой сериал.
И ему очень хотелось быть "частью всего этого". И тогда он стал снимать военные сюжеты.
Встречаемся с ним в кофейне "Сливки". Агранович в худи с неснимаемым - то ли протест, то ли шик, то ли острое желание художника отгородиться от всего пустого? - капюшоном.
- Тут у нас граница с враждебным миром, - говорит беспафосно, обыденно, быстро.
На витрине - куски торта с манго-начинками по 1200 рублей, и вокруг вовсе не читаемая на патриотизм публика. "Пока ты дома ешь манго и пьёшь брют,/ Они за тебя умрут" Долгаревой - это про них. Про тех, кто ест манго...
- Люди, которые кричат "Нет войне!", они не ведают, что творят, - закрытый капюшоном Агранович цитирует мне главного донецкого философа Андрея Коробова-Латынцева.. - "Нет войне", значит, нет идее. Ну да, зачем им воевать, если у них нет идеи. Слава богу, что есть люди, готовые стоять за русскую идею... Сражаться и погибать за нее. И убивать. Да, и убивать - такая реальность".
Андрей Коробов-Латынцев, известный молодой философ, с 2014 года воюющий в ДНР, играл в сериале Аграновича роль ... философа. Поэты и философы на фронте не редкость. И позывные такие тоже.
"О, мы с ним в фильме у Володи Аграновича снимались", - это теперь звучит как пароль у донецкой интеллигенции.
- Я играл бойца с позывным Чтец, а он политрука в коммунистическом духе, - рассказывает мне еще один повоевавший молодой философ из Донецка. - И мы все, кто снимался у Аграновича, теперь ну как люди одного караса.
Мысль о том, что войны начинаются из-за ресурсов или из-за женщин (как у Гомера) им смешна.
- Уверен: те, кто винит Донбасс за то, что в нем "всё случилось", просто не понимают, какие глобальные процессы происходят. В Донбассе за эти годы максимально сосредоточилось русское бытие, - продолжает Агранович цитировать мне Коробова-Латынцева.
А потом добавляет слова отца из документального фильма, снятого о нем сыном: "Мы не против украинцев. Среди нас половина украинцы. Мы воюем не с ними, а с "великими украми, нацистами-перевертышами". Воюем, хоть и свои. Братья ведь фактически воюют. Но это они пришли и первыми стали нас убивать".
В 2022-м Донецк сильно обстреливался. В военкорах числилось много людей, но некоторые предпочитали, чтобы снимал для них стрингер Володя Агранович. И он ухитрялся быть на месте обстрела с кинокамерой за "пять минут до и пять минут после".
Был в Мариуполе в двадцатых числах марта 2022 года - в самый разгар боев за город. Снимал. Снимал. Снимал... И в 2023 году доснимался до желания попробовать сделать кино. Клип-сюжеты сами начали складываться. Так появилась "Мобилизация", потом "Резервисты".
- Первый в мире сериал о СВО.
- Мне хотелось повоевать в кино. Показать всем, как у нас тут всё "по-другому". И я сказал себе: давай, рискни.
Все вокруг твердили, что кино - это дико дорогая вещь. А денег у него, конечно, не было.
Чтобы снять кино, нужно не менее 150 миллионов рублей, уточняет, иначе не подходи.
- Титаническое сопротивление всего сущего. Но сериал этот должен был появиться. Потому что за нами стояли наши резервисты. Живые. И павшие.

По донецким мобилизованным он понял, что "люди - это что-то крутое". И вообще после начала СВО как-то сильно полюбил Донецк.
И вот, чтобы эти люди, исчезнув из жизни, не исчезли из памяти, Володя с сестрой Екатериной, известной блогершей, стали искать деньги.
Никаких 150 миллионов они, конечно, не собрали. "На "Мобилизацию" он нашел 1,5 миллиона. "Сестра привлекла частные инвестиции". "Резервистов" сняли за 15 миллионов (с учетом рекламных расходов). Никто из участников больше 25 тысяч рублей не получал.
Ему было важно понять все детали: какая у кого форма, какое оружие. Чтобы было не только художественное высказывание, но и грамотная история.
Ему было важно разобраться с героями, понять сюжет и интригу войны.
- Не люблю. когдав в кино много людей идёт в атаку, все безликие, мы ничего о них не знаем, и они просто погибают. Надо было придумать драматургию: давай один боец будет атеист, а второй - верующий.
Появились слова, юмор, действия.
Но - "зрителю должно быть больно" - каждую серию он кого-то убивал. Погибали они мимолетно. Не звучало батальной музыки, все было максимально будничным. И смерть тоже.
Агранович выступил в роли режиссера, оператора, сценариста и монтажера. Актеры были все местные, и не все актеры. Играли философы, писатели, библиотекари, организатор фестиваля "Звезды над Донбассом" и звезда "Что? Где? Когда?" Александр Кофман.
Исполнитель главной роли Феди - 19-летний парень с заочного отделения актерского факультета Леонид Петров - играл атеиста. Без опыта, как и почти все. Но оказалось - крутой актер, завораживает.

- Уверен, что будет звездой, - настаивает Агранович. - Органичен, честен и актер даже в ерунде.
Сняли.
А дальше?
Наружной рекламы - никакой. По ТВ - никакой. Только усилия сестры в телеграм-канале. И через военкоров - Стешина, Wargonzo, Коца - прошло много трейлеров. По данным официального релиза, на них набрали... миллион просмотров.
Но и это не обещало сериалу никакой судьбы. Тогда, в в момент выхода трейлеров, платформы игнорировали кино про СВО. В большом российском кино большинство волнует коммерческий ключ. Остальные держат дистанцию. То ли по идеологическим причинам, то ли по финансовым.
А им просто повезло. Их взялась показывать платформа WINK.
И в первый же день сериал оказался ... на втором месте по просмотрам. Уступив лишь "Комбинации" (сериал про попсовую музгруппу 90-х). На второй день обошли и "Комбинацию". Первые три дня показа сериал держался в топе-5 всероссийского рейтинга. Закончили, в общем, тоже великолепным 9-м местом в топ-10.
Никому не известный режиссер. Никому не известные актеры. Никому не известные герои. Не группа "Комбинация" - погибшие на СВО донецкие резервисты.
- Сказать секрет? Сериал был честный. Поэтому и шуму наделал... И спустя полгода вышел на ОККО и KION.
Многим казалось - это чудо: какие-то люди из Донецка что-то сняли... И их смотрит вся страна, побросав остальное. Ну да, о СВО... Но для успеха на кинорынке нужны же огромный опыт, рекламная подготовка и кинозвезда. Однако сама реальность прорвалась в иллюзорный киномир, как вода сквозь разрушенную Каховскую ГЭС. И оказалось, что народу нужно такое кино. "У нас же, когда продвигают кино про маньяков, убийц и продажных женщин, все оправдывают рублем и народом. Мол, народу только это и нужно". А все сложное, умное, глубокое, честное - под коммерческий бойкот.
- Мне просто повезло: Wink случайно взял нас к себе. И вся Россия впилась в сериал. А знаете, у скольких людей в головах такое же кино?! Я лично знаю 10 реальных сюжетов, по которым преступно не делать кино.
Но ситуация сдвинулась. Документальные проекты о СВО сейчас выходят чуть ли не каждую неделю. Он сам сделал такое кино про воевавшего в "Спарте" отца.

Но сейчас важнее сильные художественные высказывания. В этом году на Тавриде было презентовано более 50- ти концептов фильмов - про СВО и на самые разные темы. "А это значит, что в 2025-2027 годах появится много патриотических фильмов, как в кинотеатрах, так и на онлайн платформах. И про гуманитарщиков. И про врачей. И про пожарных. И про добровольцев". Все изменилось. И мы это скоро увидим на экранах.
Но они были первыми. "И может быть, наш успех и опыт дадут какое-то понимание другим, что делать... Кино - это же мировой инструмент влияния на человека. Преступно им не воспользоваться", - говорит Агранович. И признается, что хотел бы попробовать снимать в разных жанрах. Но при этом, конечно, продолжить "Резервистов" любовной драмой - Донецк - Мариуполь.
Он продолжает пребывать в восторге от самого кинопроцесса и от того, что получается в результате. От наличия собственной команды. "Да, это лютейший стресс. Ответственность, деньги. Но все равно это такая магия". И она его не отпускает. Тем более, что жизнь вокруг поправляется. Донецк преобразовывается. Уже все дороги сделаны. Светофоры с титрами. Новостройки везде красивые. Перинатальный центр появился. И он снимет это в кино.