
Напомню, что точно так же, с проведения серьезных испытаний, столичные власти начинали запуск маршрута первого в России полностью беспилотного трамвая N 10, который с сентября уже ходит с пассажирами по маршруту, связывающему метро "Щукинская" с "Улицей Кулакова". Запущенный там трамвай "Львенок-Москва" за это время проехал свыше 4,5 тысячи километров без единого нарушения и перевез более 21 тысячи пассажиров.
Новые маршруты, где идут испытания современных технологий, захватили уже большую часть города. Что интересно, почти все они - N 30, 27, 23, 15, 31 - имеют большую историю. Созданные еще в начале прошлого века, в процессе развития города они не раз укорачивались и вообще могли исчезнуть из жизни столицы. Но если в конце 1990-х - начале 2000-х на их защиту вставали москвичи, отстаивая трамвай на митингах, то с 2010 года развитием, а не уничтожением трамвая всерьез занялись столичные власти. Благодаря их вниманию 82 процента трамвайных путей сейчас отделены от автомобильных дорог и находятся на обособленном полотне, не мешая автомобилистам. На 97 процентов обновлен и парк городских трамваев. Средний возраст подвижного состава не превышает шести лет, что является лучшим показателем не только в России, но и среди мегаполисов мира.

Развивая и улучшая трамвайное движение, власти в наши дни делают акцент на внедрении новых технологий. На проспекте Сахарова, например, недавно запущен еще один "Львенок", который может более двух километров проходить без проводов, на батареях, заряжаясь на других участках, где он идет по имеющейся сети. Ну а два новых трамвая-беспилотника пока ходят с водителем, который отвечает за управление. Собирают данные для отрисовки высокоточной карты своего движения. Ее создание - один из самых важных этапов испытания беспилотных технологий. На ней точно описаны все детали движения трамвая по конкретному направлению.
На этих трамваях-лабораториях установлены лидары с обзором 360 градусов - они видят объекты на расстоянии до 200 метров и определяют их местоположение с точностью до двух сантиметров. Имеются у них также радары, которые помогают ориентироваться в плохую погоду и оценивать скорость других участников движения. Видеокамеры определяют, какой объект находится перед трамваем: пешеход, машина, собака или светофор. Когда закончатся испытания, "Львенок" будет уже сам делать остановки, открывать и закрывать двери, следить за сигналами светофора и пропускать пешеходов.
Сама высокоточная карта состоит из лидарной части, которая позволяет определить положение трамвая в пространстве, и векторной - с основной информацией о маршруте движения: разрешенная скорость, места остановок, светофоров, стрелочных переводов и другое. Как отмечают в департаменте транспорта Москвы, система работает таким образом, что этот трамвай никогда не столкнется с впереди идущим транспортом. Таким образом, разработчики уверены, что для пассажиров отсутствие машиниста в кабине совершенно неважно - для них ничего не меняется. Поездки останутся, как и прежде, такими же комфортными и безопасными.
До конца 2025 года беспилотными технологиями в Москве оснастят еще три трамвая. К концу 2026 года в беспилотном режиме будут работать уже 15 трамваев Краснопресненского депо, а к 2030 году в планах города оснастить новейшими технологиями свыше 300 трамваев, или порядка двух третей столичного парка. Ожидается, что к 2035 году таким образом будут работать около 90% трамваев Москвы, обеспечивая максимальную надежность и точность выполнения графика движения. В декабре этого года Москва планирует запустить и первый беспилотный поезд метро. Сначала он будет ходить в тестовом режиме по Большой кольцевой линии, а концу 2026 года планируется подготовить и рабочий поезд, который поедет с пассажирами.