
В последние годы волжане углубленно изучают классический балетный репертуар, и на этот раз привезли раритетные "Роман Бутона Розы" и "Времена года" - два одноактных балета, объединенных названием "Балеты Императорского двора".

История "Романа Бутона Розы" и "Времен года" восходит к рубежу XIX-ХХ веков. Оба балета были написаны по заказу петербургской дирекции Императорских театров для Мариуса Петипа, который к тому моменту уже несколько десятилетий царил на троне главы русского балета. И оба стали жертвой слома эпох и представлений о прекрасном.
"Времена года", партитура которых принадлежит Александру Глазунову, даже прорвались, пусть ненадолго, на сцену и изредка возвращаются в современный репертуар, хотя и в новом обличье.
Буколический "Роман Бутона розы и бабочки" (таково историческое название балета) с музыкой Риккардо Дриго до зрителя с первой попытки не добрался и внезапно мелькнул в репертуаре мотыльком в разгар революции. Теперь же, когда зритель готов платить за все, подписанное именем Петипа, а постановщики пытаются разгадать секрет этого неувядаемого успеха, он получил свой шанс на признание.

Худрук балета Самарского театра Юрий Бурлака известен своей страстью к старинному репертуару. Во вверенной ему труппе он с первых шагов занялся обширными реставрационными работами. Из их числа была и монументальная "Раймонда", гостившая в Москве год назад. Но блокбастеров в балетном репертуаре не так много, и контрастом ей стал "Роман Бутона розы". Для его воскрешения пригласили москвичку Наталью Воскресенскую, которую можно отнести к поколению реставраторов-первопроходцев, чей опыт работы составляет уже несколько десятилетий.
От старинного балета сохранились партитура, либретто и эскизы художественного оформления. В команду с Воскресенской объединили сценографа Альону Пикалову и художника по костюмам Татьяну Ногинову, виртуозов исторических интерпретаций. Они представили спектакль, похожий на изящную бутоньерку - яркий, праздничный, блещущий энциклопедическим пониманием того, что такое балетный театр эпохи Петипа. Музыка в нем очаровательна, но под дирижерской палочкой Евгения Хохлова навязчиво-служебна.
Костюмы поражают разнообразием деталей и цветовых сочетаний. Декорация выглядит ожившим садом, разве что не издающим аромат. Хореография, объединяющая приемы множества балетов, от "Корсара" и "Спящей красавицы" до восстановленного Сергеем Вихаревым "Пробуждения Флоры", очаровательна в своем следовании канонам с их нескончаемыми вальсовыми хороводами, повторами, сдержанностью в пируэтах и поддержках. Вот только сочувствовать садово-огородной любовной истории, осложненной интригами, ревностью, расставаниями и прощениями, на протяжении сорока минут современному человеку совершенно невыносимо. А балетик (именно так титуловал свои постановки для придворного Эрмитажного театра Петипа) не может предложить ему ничего больше.
На большее претендовал второй спектакль самарской программы - "Времена года". Его было решено разделить между четырьмя хореографами, которых выбирали по конкурсу на фестивале Илзе Лиепа "Русский балет навсегда". В результате только "Лето" досталось хореографу, имеющему опыт работы на большой профессиональной сцене, - Марианне Рыжкиной. "Зиму" поставила Елизавета Мазуркевич, "Весну" - Лилия Симонова, "Осень" - Даниил Благов. Все они решили остаться в рамках академического канона, заданного "Романом Бутона розы".
Ансамбли соревновались в красоте симметрии, танцы сопровождались выходом мимических персонажей (хотя об их пластике почти не заботились), взаимоотношения героев не осложнялись никакими отношениями сложнее подростковой симпатии. Не придал содержательности действию и опытный художник Иван Складчиков, неловко имитировавший старинные костюмы и сценографию в духе праздника советской самодеятельности.
В результате "Времена года" в профессиональной инфантильности обогнали балет о любви цветочка и мотылька. И если предыдущие гастроли обеспечили волжскому театру внимание московских зрителей, то "Балеты Императорского двора" эту заинтересованность скорее охладили.