
Он, Митя, с самого начала действия, уже влюблен и парит в облаках, причем здесь это не метафора. На землю, то есть на сцену, герой до финала ни разу не опустится, тогда как предмет его обожания Катя стоит на ней очень прочно.
"Вдали с благостной задумчивостью высился Пушкин", - описывает девушка свою прогулку с Митей, выделяя голосом глагол "высился" и глядя на молодого человека снизу вверх: влюбленного она приравнивает к поэту.

Что это? Это - "Митина любовь", премьера спектакля одного из ведущих российских режиссеров Владислава Наставшева, представленная театральной компанией ENTRACTE. Ученик Льва Додина обращается к повести Ивана Бунина уже в третий раз. И режиссеру в ней важна не только несчастная юношеская первая любовь, закончившаяся трагедией, но и сама тема театра.
В спектакле всего два актера. Андрей Мартынов играет главного героя, а Аня Чиповская - не только Катю, но и всех остальных персонажей, и даже говорит за автора. Что вполне резонно: Мите возлюбленная заменяет весь мир, и потому у всех окружающих Катины лица - будь то его собственная мать или разбитной деревенский староста.
Герой - почти мальчик, взлохмаченный, наивный и обаятельный. От любовного счастья он переходит к мучительной ревности и плотскому томлению. Все эти чувства так сильны, что он - как будто в невесомости. Актер передает это пластикой: иногда он даже зависает вниз головой, и так умело, что это не похоже на акробатический этюд.

И все-таки Митя, который никак не может спуститься на землю и тщетно тянет руки к возлюбленной или еще каким-то женщинам, здесь выглядит привязанным к своей ширме игрушечным паяцем в руках кукловода - судьбы.
Совсем другое дело - очень независимые персонажи Ани Чиповской.
Сначала она появляется в роли студийки Художественного театра Кати в очень театральном фиолетовом платье до пят с летящей-развивающейся юбкой. Героиня кажется то наивной дурочкой с высоким голоском, то умудренной жизнью особой. Какая она на самом деле, трудно сказать: Катя изменчива, непостоянна, как природная стихия. Неясно даже, действительно ли она отвечает Мите взаимностью или морочит ему голову.
Ближе к середине действия героиня переодевается в свободное огненно-красное платье, и в облике безумно красивой актрисы чудится уже что-то инфернальное. Но и дальше - удивительные метаморфозы: Чиповская подтыкает юбку, перевязывает волосы в пучок погрубее, и вот она уже не утонченная барышня, а служанка, моющая полы в деревенском имении Митиной матери. А потом достала чуть не из ведра с водой вязание, лицо сосредоточено - и перед нами строгая и любящая сына хозяйка дома.
Но еще интереснее - как Анна Чиповская играет диалог деревенского старосты и замужней девки Аленки. Сперва говорит мужик с хитрым прищуром и соломинкой в зубах - сидя на стуле, широко раздвинув ноги. Тут же актриса соскочила на пол - и уже на земле на коленях молодая бабенка зазывно и игриво растягивает слова.
И Аленка, и Катя очень ненадолго оказываются на стене рядом с Митей. Воспаряют - видимо, только в его воображении. Зато в эти минуты герои похожи на летящих над городом влюбленных с картины Шагала.
Спектакль поэтичен. Бунинские описания природы в репликах героев нескучны. Актеры исполняют песни на стихи Бальмонта, Блока и других поэтов. Композитором, художником и автором инсценировки выступил сам Наставшев. Над музыкальным оформлением он работал с Иваном Лубенниковым, а над сценическим - с Валерией Барсуковой.
Минимализм декораций разбавляют то солнечные зайчики, которые пускает Катя, то очаровательный игрушечный заводной паровозик в сцене отъезда Мити в деревню, то просто блики пятен золотой краски на краях стены.

Поэзию сменяет проза жизни. Измученный своими плотскими мечтами Митя изменил с Аленкой своему божеству - и стало ясно: падшему ангелу теперь недолго оставаться у себя на небесах. В порыве страсти женщина сорвала со стены чуть не все штыри, служившие ему опорой.
Пистолет на сцену принесла Катя. Героя добьет ее письмо: уезжает с другим и просит про нее забыть. Почти такими же словами говорила чеховская Нина Заречная - в "Чайке" обожающий ее Треплев покончил с собой точно так же, как Митя. А фразы о служении искусству, для которого она готова всем пожертвовать, напоминают чеховскую Катю Туркину из "Ионыча".
На Митиной стене есть несколько обрывков скотча с говорящей надписью "fragile", то есть "хрупкое". Это про чувство, про его юношескую неокрепшую психику. Он выстрелит в себя и рухнет вниз - а Катя, всхлипнув коротко, продолжит свой лихой финальный танец. В этом ее танце - жизнь, какая она есть: конечно, ужаснется смерти юноши, но - что поделать - упорхнет куда-то вдаль без Мити.
Ближайшие показы спектакля "Митина любовь" - 9 и 10 ноября на основной сцене Театра на Таганке.